В статье проанализирована трансформация международной климатической повестки в стратегический механизм глобального перераспределения ресурсов и влияния. Установлено, что климатическая повестка перестаёт быть исключительно природоохранной и используется как инструмент геоэкономической борьбы. Ключевым предметом соперничества становится контроль над архитектурой глобального энергобаланса, в условиях которого развитие топливно-энергетического комплекса России сопряжено с рядом рисков, связанных с вводом различных ограничений на производство и потребление углеводородов. В статье проведена оценка угроз и ограничений, с которыми сталкиваются российские экспортеры энергетических ресурсов на внешних рынках, а также определены инструменты и механизмы обеспечения защиты национальных интересов в условиях климатически мотивированных барьеров. Сделан вывод, что защита интересов России требует активного участия в международных объединениях (ОПЕК+, БРИКС) и продвижения альтернативных сценариев устойчивого энергетического развития. Также необходима активизация двустороннего и многостороннего сотрудничества в сферах торговли, инвестиций и технологий в обход климатических ограничений.
Введение. В статье рассматривается проблема кибербезопасности топливно-энергетического комплекса (ТЭК) России в условиях цифровой трансформации отрасли, обозначенной в Энергетической стратегии РФ до 2050 года. Обоснована актуальность темы в связи с ростом числа кибератак на критическую инфраструктуру и недостаточностью существующих нормативных механизмов.
Материалы и методы. Методологическую основу составляют сравнительно-правовой анализ, формально-юридический и системный подходы, с опорой на документы стратегического планирования РФ и международные нормативные акты (США, ЕС, КНР).
Результаты исследования. Выявлен пробел в российском законодательстве: отсутствие специального закона о кибербезопасности объектов ТЭК. Проанализированы положения действующих нормативных актов, установлено их фрагментарное и отрасле-нейтральное применение. Приведён анализ зарубежных моделей NERC CIP (США), директивы NIS 2 (ЕС) и законодательства КНР.
Обсуждение и заключение. Предложена концепция специального федерального закона о кибербезопасности объектов ТЭК, основанная на принципах превентивности, устойчивости, ответственности и отраслевой специфики. Сделан вывод о необходимости скорейшей законодательной регламентации в целях обеспечения энергетической безопасности России.