Публикации автора

Особенности реализации философских концепций среднего уровня в педагогическом процессе (2025)

Цель. Осмысление использования передовых философских методик, в частности компаративистского подхода, в учебном процессе. Одним из главных достижений внедрения данной методологии становится формирование у обучающихся навыков осуществления конструктивной рефлексии за счёт поэтапного культивирования у них мировоззренческого, философского и критического мышления, что становится возможным именно в русле философских концепций среднего уровня. Процедура и методы. В процессе проведения исследования был осуществлён анализ условий формирования критического мышления, основы которого закладываются у личности благодаря изначальному конструктивному влиянию на неё со стороны окружения, например, семьи.

Результаты. Проведённый анализ показал, что для повышения эффективности и достижения полноты раскрытия потенциала данной ментальности до её актуализации важно осуществить формирование философского и мировоззренческого стилей.

Теоретическая и/или практическая значимость. Предложена выработка нового подхода в образовании, позволяющего развить у обучающихся конструктивную рефлексию.

Издание: СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: № 3 (2025)
Автор(ы): ЧАЩИН ЕЛИСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ СВЯЗИ И РАЗЛИЧИЙ "ЕСТЕСТВЕННОГО" И "ИСКУССТВЕННОГО" МЫШЛЕНИЯ (2024)

Цель данной статьи заключается в сравнении и сопоставлении, а также раскрытии отдельных внутренних генетических связей между естественной человеческой ментальностью и искусственно создаваемом аналоге мышления, характерном для вновь конструируемых технических систем. Актуальность работы заключается в необходимости фиксации достижения здравого баланса между гуманистическим и техническим во всевозрастающем значении для общества искусственного интеллекта, развитие которого сопряжено со множеством трудностей, в том числе относящихся и к проблеме рефлексии и самоидентификации. Кроме того, одним из ключевых аспектов поднятой проблемы в контексте ее актуальности является необходимость решения проблемы человекомашинного взаимодействия в плане сотворчества и неконкурентного совместного достижения производственных результатов. В данной работе впервые поднимается проблема двойной рефлексии как условия формирования искусственной ментальности. Используется разработанный нами метод рефлексии над рефлексией, а также компаративистский и системный подходы. На основании проведенного исследования можно сделать вывод о том, что взаимосвязь искусственного и естественного мышлений с течением времени только возрастает. Немаловажную роль в этом играют современные средства коммуникации, такие как интернет, все более наполняющийся различными элементами искусственного интеллекта. Коммуникация, осуществляемая через эту сеть, с одной стороны, соединяет людей, отдаленных друг от друга территориально, с другой стороны - напротив усугубляет добровольную социальную изоляцию каждого из участников подобного общения. Последнее в еще большей степени технологизируется, способствуя дальнейшему сближению «естественного» мышления с «искусственным». Область применения результатов данного исследования выходит далеко за пределы проблемного поля взаимодействия человека и машины, выступающей в качестве носителя искусственного интеллекта. Важнейшим направлением применения полученных в русле нашей работы знаний является образование. Именно в этой сфере наиболее принципиально достижение разумного компромисса между сохранением естественного восприятия реальности и приобщением к искусственной среде информационных систем, в контексте возрастающей и приобретающей все более сложные формы техноориентированности будущих поколений.

Издание: ВЕСТНИК ВЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Выпуск: № 2 (152) (2024)
Автор(ы): ЧАЩИН ЕЛИСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
Сохранить в закладках