Цель исследования - анализ урбанизационных процессов в Республике Башкортостан, характеристика особенностей динамики городского населения республики, выявление ее актуальных трендов, определяющих современные тенденции развития городов. Материалы и методы. Для анализа использованы статистические данные о динамике численности населения по городам Республики Башкортостан. Графический метод применялся для визуализации динамики урбанизационных процессов. Важную роль в решении поставленных задач играют экономико-географические методы: описание, сравнительно-географический и геоинформационный. Результаты и обсуждение. Урбанизационные процессы в Башкортостане развиваются медленно. Возрастает значение крупных городов, агломераций при снижении роли малых городов и поселков городского типа. Выявлены факторы, влияющие на уровень урбанизации в Башкортостане: отраслевая структура хозяйства, исторические и культурные особенности, уровень индустриализации. Выводы. Республика Башкортостан характеризуется урбанизационными процессами, которые в анализируемый период имели незначительные темпы развития. Несмотря на некоторую стагнацию в развитии городской системы расселения, наблюдается увеличение доли городского населения в республике за последние 30 лет. Этот процесс сопровождается концентрацией жителей в крупных городах и агломерациях, в то время как малые и средние города сталкиваются с вызовами, связанными с ограниченными возможностями роста.
Цель исследования - определение самой эффективной схемы организации сложного узла, находящегося на пересечении улиц 50 лет Октября, Цюрупы и Революционной в городе Уфе. Рассматриваемый узел является местом концентрации транспортных и пешеходных потоков с большим количеством мест приложения труда и точек притяжения. Также через «Центральный рынок» проходят основные автобусные маршруты, трамвайная линия и пригородные маршруты общественного транспорта. Оценка схем производится с точки зрения пешеходной доступности, удобства для движения на общественном транспорте, пропускной способности узла для индивидуального транспорта. Сравниваемые транспортные схемы: существующее положение, локальная реконструкция существующего положения, предложение от главного управления архитектуры и градостроительства, предложение авторов статьи. Схемы включают в себя размещение полос движения, тротуаров, размещение остановочных пунктов и посадочных площадок, размещение пешеходных переходов и велопереездов и режим работы светофора с пофазным разъездом. Кроме того, учитывается площадь, занимаемая улично-дорожной сетью, и площадь озеленения, что является одним из важных критериев устойчивого развития территории. Определено, что сокращение площади улично-дорожной сети не снижает пропускную способность перекрёстка. Результаты проведённых исследований могут быть применены для изменения транспортной схемы и реконструкции узла.
В статье рассматривается роль БРИКС в современных международных отношениях. Основное внимание уделяется значимости этой организации в укреплении сотрудничества между её участниками и координации их позиций по ключевым глобальным вопросам. Анализируются различные формы взаимодействия в рамках БРИКС, включая регулярные саммиты, встречи представителей Министерств иностранных дел и министров финансов.