Представленная в статье проблема обусловлена необходимостью поиска путей, обеспечивающих готовность аспирантов и молодых исследователей к научной деятельности. Одним из главных факторов поддержки научной подготовки аспирантов является обеспечение консультирования со стороны опытного исследователя. Скаффолдинг рассматривается в статье как метод развития исследовательского потенциала аспиранта в совместной деятельности с научным руководителем. С позиций акмеологического подхода дано определение функций руководителя-консультанта в раскрытии психологических резервов личностного потенциала профессионала, что является необходимым для развития мотивации и заинтересованности молодых исследователей к научной деятельности. В рамках скаффолдинг-метода представлены компоненты научно-методологического консультирования, определяющие «точки роста» исследовательского потенциала аспирантов. Реализация метода скаффолдинга описана в терминах синергетического подхода, опирающегося на комплекс принципов: гомеостатичности, иерархичности, нелинейности, открытости, неустойчивости. Основополагающим принципом скаффолдинга аргументируется принцип актуального и потенциального, дуальный характер которого позволяет раскрыть научный потенциал аспиранта, спрогнозировать исходный результат научных достижений молодого исследователя и с учетом этого разработать этапы методологической поддержки исследователя.
В статье рассматриваются вопросы формирования прогностических умений обучающихся, наличие которых является важной составляющей профессиональной компетентности будущих специалистов. В контексте педагогического проектирования на конкретном примере авторами анализируется использование метода проектов как возможность интеллектуально-личностного развития обучающихся среднего профессионального образования. Значимость выбранной темы исследования подтверждается обсуждением вопросов по приоритетным направлениям научно-технологического развития инженерных кадров, акцентируемых 06.02.2025 Президентом Путиным В. В. на видеоконференции заседания Совета по науке и образованию: «Основной спрос на рынке труда в России в ближайшие годы будет на специалистов со средним специальным образованием. Это более 60%». Отдельное внимание в исследовании уделено разработке структуры прогностических умений обучающихся. Авторами представлены группы прогностических умений - знаниевые, технические и творческие. С опорой на разработанную структуру прогностических умений обучающихся в авторской трактовке раскрывается сущность исследуемых умений, дается их характеристика посредством обоснования конкретных показателей. Представляется, что на дальнейшем этапе диссертационного исследования разработанная структуры прогностических умений обучающихся будет основой для оценивания уровня сформированности умений студентов. Практическое использование метода проектов, лежащего в основе данного процесса, позволяет, по мнению авторов, формировать у обучающихся комплекс прогностических умений, к которым относятся умение формулировать цель и гипотезу предстоящего исследования объекта, описание ожидаемого результата, обсуждение идейного замысла объекта, разработка алгоритма пути к решению поставленной задачи, а также поиск альтернативы необходимых решений при возникновении проблем коррективы и другие. Педагогическое сопровождение процесса рассматривается как необходимое условие результативности процесса формирования прогностических умений обучающихся.