В статье актуализируется вопрос целесообразности изучения и внедрения в России зарубежного опыта противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу). Обращено внимание на опыт полиции государств с развитой железнодорожной и метрополитенной инфраструктурой: Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Канады, США, Франции, Японии, а также отдельных государств-членов СНГ. Установлено, что в зарубежных государствах специфика деятельности полиции в области противодействия «зацепингу» характеризуется: наличием различных подходов к пониманию сущности и деликтации «зацепинга» (его разновидностей) в законодательстве и отнесении противодействия этому явлению к компетенции полиции; степенью вовлечения полиции в систему взаимодействия с другими участниками процессов противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу); применение современных информационных технологий для выявления и пресечения фактов «зацепинга», групп несовершеннолетних, увлекающихся этим видом антиобщественного поведения, а также взрослых-координаторов, вовлекающих подростков в «трейнсерфинг»; использованием полицией возможностей правового информирования, правовой пропаганды как средств профилактики «зацепинга» и других нарушений подростками правил безопасности на железнодорожном транспорте и метро и др. К основным направлениям внедрения рассмотренного нами положительного зарубежного опыта в деятельность полиции России отнесены: совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих предупреждение, выявления и пресечение улучшение качества информационного обеспечения выявления лиц, склонных к «зацепингу» путем использования информационно-телекоммуникационных технологий на основе искусственного интеллекта, построения алгоритмов поиска информации, связанной с «зацепингом» в социальных сетях, расширения покрытия объектов транспортной инфраструктуры современными средствами видеонаблюдения и др.; повышение эффективности взаимодействия с администрацией РЖД и метрополитенов в ходе проведения совместных мероприятий по выявлению несанкционированного появления подростков в опасных местах и перемещения в поездах, осуществления общей профилактики «зацепинга» в образовательных организациях и т. п.; активизация взаимодействия с интернет-сообществом в области недопущения распространения контента, пропагандирующего «зацепинг» и увеличения публикаций, отражающих его общественную опасность; инициирование вовлечения в пропагандистские акции известных молодежи российских представителей спорта, музыки, киноиндустрии и др.
В статье выделены основные подходы для систематизации законодательных и подзаконных актов, составляющих правовую основу административной деятельности полиции в населённых пунктах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой: место в иерархии источников правового регулирования деятельности полиции; закрепление в качестве предмета правового групп общественных отношений, определяющих особенности построения системы охраны правопорядка в курортных местностях на федеральном, региональном и местном уровнях, статус подразделений полиции, участвующих в обеспечении общественного порядка и безопасности, а также специфику реализации административно-правовых форм и методов деятельности полиции в таких условиях. С использованием этих подходов осуществлена их характеристика. Высказаны предложения, которые будут содействовать совершенствованию правовой основы административной деятельности полиции в рассматриваемой нами области.
В статье рассмотрена специфика административной деятельности полиции в регионах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой. С учётом основных подходов к пониманию сущности административной деятельности полиции, выявлены общие и специальные черты, характерные для этой разновидности деятельности полиции в рассматриваемых нами условиях. Акцентировано внимание на элементах оперативной обстановки, влияющих на формы и методы её осуществления, а также задачи подразделений полиции, обеспечивающих охрану правопорядка на объектах туризма, отдыха, лечения и оздоровления. Установлена специфика территории населенных пунктов пространственной основы охраны общественного порядка. В качестве вывода сформулировано определение понятия рассматриваемой нами категории. Высказаны предложения по возможным направлениям исследования проблем административной деятельности полиции в регионах с развитой санаторно-курортной инфраструктурой.