На страницах настоящей статьи авторы, взяв за основу данные, полученные при анализе биографических сведений о Баграте Шинкубе, а также привлекая некоторые гипотетические положения, касающиеся его личной словотворческой мотивации, устанавливают особенности откровения писателя и текста романа «Последний из ушедших». Кроме того, в расчёт принимается высокий уровень познаний данного деятеля относительно истории и культуры того народа, которому посвящено обозначенное в заглавии произведение. Не обойдена вниманием и связь, существующая между исследовательскими интересами Б. Шинкубы, с одной стороны, и его творчеством - с другой. В статье путём проведения сравнительного анализа исследуются характерные признаки стиля текста этого романа и своеобразия слога. Также в данной работе раскрываются проблемы, связанные с тем, как откровенная исповедь повествователя в романе и выделяемая в статье авторская мотивация дали возможность Б. Шинкубе создать своего рода повествование-открытие, посвящённое жизни убыхов. Б Шинкуба сумел выразить через свои слова глубокие личные переживания и тревоги, связанные с судьбой нации и культуры. Его мастерство в использовании языка и стиля позволило создать произведение, которое до сих пор привлекает внимание читателей и исследователей.
В статье изучается роль пейзажных зарисовок в творческом наследии табасаранского писателя А. П. Джафарова на примере сборника рассказов «Тогда и теперь». Пейзаж в данном произведении выполняет разнообразные функции, в том числе и создает национальный колорит. Писатель предпринимает попытку через описание картин природы усилить социальное звучание произведения и раскрыть его основную мысль. Для этого используются различные способы передачи авторского отношения к происходящему и создания психологического настроя восприятия текста. Авторы статьи рассматривают пейзаж как средство обозначения времени и места развития событий, создания эмоционального фона и раскрытия душевных переживаний персонажей. Выявление принципов создания пейзажных картин и раскрытие их функций в сборнике рассказов «Тогда и теперь», первого прозаического произведения в словесности табасаранов, дает возможность для более углубленного изучения функций природоописания как в творчестве этого табасаранского писателя, так и в литературе народов Дагестана.