Рассмотрены проблемы повестки целей устойчивого развития (ЦУР) на основе реализации принципов охраны окружающей среды, социальных и управленческих аспектов (ESG) в рамках проекта «Арктический пояс и путь» (АПиП) и предложены возможные решения с использованием механизма государственно-частного партнёрства (ГЧП). Целью является анализ подходов к реализации ЦУР и принципов ESG в проекте Арктического шелкового пути как ключевого элемента инициативы «Один пояс, один путь» (ОПОП) и разработка предложений для интеграции устойчивого развития, охраны окружающей среды и справедливого экономического развития в рамках этой инициативы с учетом возможных рисков. На основе использования количественных и качественных методов была исследована гипотеза того, что интеграция производных страховых инструментов (ILS) и инструментов ESG в стратегии управления рисками проекта АПиП будет связана со способностью проекта защищать критически важные инфраструктурные инвестиции от экологических и геополитических неопределенностей, тем самым повышая финансовую устойчивость и устойчивость в регионе. Используя инструменты ILS для хеджирования потенциальных потерь от стихийных бедствий и экстремальных погодных явлений, усугубленных изменением климата, проект может повысить свою финансовую устойчивость и обеспечить непрерывность критически важных инвестиций в инфраструктуру. Также интеграция принципов ESG в стратегии управления рисками проекта соответствует цели продвижения устойчивых практик, экологической ответственности и взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Финансовые и природные катастрофические риски инфраструктурной инициативы «Пояс и путь» могут быть хеджированы путем выпуска катастрофических облигаций. В статье предложен метод оценки двусторонних взаимосвязей между катастрофическими и суверенными облигациями для анализа финансовых рисков в рамках глобальной инфраструктурной инициативы КНР «Пояс и путь». Страны, входящие в сухопутный транспортный коридор Китай-ЕС, имеют высокие риски природных катастроф, которые могут негативно повлиять на создаваемую инфраструктуру и местные сообщества. Инвестиции в инфраструктурные проекты со стороны Китая часто осуществляются при условии суверенных гарантий со стороны стран-партнеров. При стихийных бедствиях традиционное использование государственных резервных фондов не всегда эффективно, поскольку на страховых рынках государств сухопутного транспортного коридора Китай - ЕС доминирует протекционизм, индикатором которого является низкий уровень импорта страховых услуг. В качестве более эффективного инструмента покрытия убытков при возникновении катастрофических угроз инфраструктуре транспортного коридора Китай-ЕС можно рассмотреть производные страховые инструменты (ILS) и суверенные параметрические катастрофические облигации, в частности. В статье проанализированы взаимосвязи катастрофических и суверенных облигаций ряда стран (Китай, Казахстан, Россия, Турция). По итогам тестирования гипотезы (Н1) установлена зависимость процентной ставки суверенных облигаций Казахстана, Китая, России и Турции от процентных ставок по катастрофическим облигациям Swiss Re Cat Bonds Index. Полноценной обратной зависимости ставок катастрофических облигаций от ставок суверенных облигаций, в соответствии с гипотезой (Н2), выявлено не было.