Актуальность темы определяется все возрастающим значением использования мягкой силы в международных отношениях. Одним из ее инструментов выступает экспорт образования. Анализ данных статистики вузов России за 2018–2024 гг. показывает, что несмотря на общий рост числа студентов из-за рубежа, доля обучающихся из стран СНГ1 сокращается. Хотя именно эти страны чаще всего рассматриваются в качестве основного источника зарубежных учебных мигрантов. В вузах Санкт-Петербурга фиксируются те же тренды.
Цель исследования — анализ перспектив учебной миграции в петербургские вузы молодежи из шести республик бывшего СССР: Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан.
Теоретическая основа — новая экономическая теория миграции Х. Эссера. Эмпирическую базу составили анализ 35 самых цитируемых и релевантных проблематике исследования статей, содержащих результаты эмпирических исследований, размещенных в РИНЦ в 2017–2025 гг., и материалы авторского онлайн-опроса 298 обучающихся 24 петербургских вузов из 53 стран. Студенты из шести государств СНГ составляют 32,5%. Опрос проводился в мае–июне 2025 г. Для определения перспектив учебной миграции использовался качественный метод сценарного прогнозирования.
Основные результаты. В научной литературе в качестве привлекательных факторов обучения в России наиболее часто называются девять факторов, самый упоминаемый — фактор владения русским языком. По результатам онлайн-опроса значимость социокультурных факторов для студентов из стран СНГ оказалась не так высока, важнее экономические факторы и более высокое качество жизни в России. Зафиксирована ведущая роль мнения ближайшего окружения при выборе города для обучения и конкретного университета. Прогнозные гипотезы построены на основе факторов, выделенных в литературе, — экономического, логистического, социокультурного и качества образования (признание диплома), и фактора мнения ближайшего окружения, выделенного в рамках теории Х. Эссера. Негативный сценарий предполагает критическое сокращение потока студентов из шести стран СНГ в петербургские вузы, позитивный — стабильный рост их численности.
Основные рекомендации связаны с использованием в рекрутинге иностранных студентов в петербургские вузы — туристического потенциала города, повышением активности университетов в социальных сетях зарубежных стран, использованием выпускников вузов для продвижения российского и петербургского образования в их странах.
Сегодня понятие «драйвер» широко используется в отечественных экономических и социологических исследованиях, работах по управлению. В то же время его общепризнанного определения нет, что заметно снижает познавательные возможности данного термина. Цель статьи раскрыть эвристический потенциал понятия «драйвер» для социологического анализа проблем развития социогуманитарных исследований в российских университетах. Сначала понятие «драйвер» концептуализируется с позиций социологической теории, затем, исходя из этого, три элемента социальной системы университета - соблюдение академической этики, институт аспирантуры, академические онлайн-сообщества - рассматриваются в качестве внутренних драйверов социогуманитарных исследований в российских университетах. Дизайн исследования. Работа имеет пилотный характер и основана на анализе вторичных данных. Теоретической рамкой выступает теория информации К. Шеннона, позволяющая выделить черты драйвера, отличающие его от других медиативных элементов системы. Социологическая концептуализация ведется с позиций институционального анализа и теории социального действия. Это позволяет выделять в драйвере социальной системы субъективную составляющую. Результаты. Дано общее определение понятия драйвера, выделены его отличительные характеристики - облигативность и перекодировка информации. Показано, что социологическая интерпретация драйвера связана с оценкой уровня функциональности последствий его работы для социальной системы. Характер этих последствий определяется личностными характеристиками людей, участвующих в его работе. В связи с этим драйвер может способствовать как развитию, так и стагнации социальной системы. К внутренним драйверам проведения научных исследований в университетах могут быть отнесены - поддержание стандартов академической этики, эффективная реализация программ аспирантуры, создание и модерирование академических онлайнсообществ. Новизна полученных результатов связана с имплементацией технических терминов в социогуманитарное знание, что позволило дать более строгое определение понятия «драйвер» в отношении анализа социальных изменений и процессов. Статья будет интересна администраторам науки в университетах.
В ноябре 2024 года впервые состоялась конференция сети СНО РАНХиГС «Молодые ученые РАНХиГС - 2024». Работа велась в рамках трех секций: социогуманитарной, экономико-управленческой, международных отношений. Участками стали обучающиеся всех уровней подготовки - студенты бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Конференция решала две основные задачи: 1) дать возможность студентам филиалов РАНХиГС представить результаты своих научных исследований и получить их профессиональную оценку со стороны модераторов секций - ученых СЗИУ РАНХиГС; 2) определить поле общих научных интересов студентов разных филиалов, чтобы в будущем создавать межрегиональные молодежные научные коллективы. Обе задачи были успешно решены. Участники конференции получили конструктивный импульс для продолжения своих исследований, результаты которых будут представлены уже на следующей, Второй конференции сети СНО РАНХиГС в 2025 году.
Превышение смертности над рождаемости в 2024 г. наблюдалось в абсолютном большинстве субъектов Российской Федерации. Жесткая пронаталистская демографическая политика, проводимая в стране с начала 2000-х годов, пока не смогла переломить негативные тенденции. Это актуализирует поиск новых ресурсов роста рождаемости, выходящих за пределы фамилистской политики, сфокусированной на поддержке материнства. Обзор отечественных и зарубежных источников показывает, что существуют разные подходы к оценке роли отцов в демографических процессах. Исследовательский вопрос данной статьи: при каких условиях повышение внимания к вовлеченному отцовству и его культивирование может стать дополнительным ресурсом региональной демографической политики в России. Теоретическая рамка: теория гендерного перехода и теория эволюции типов семьи. Дизайн исследования - монографическое, анализируется ситуация в одном из самых депопуляционных регионов страны - Псковской области. Методы исследования: анализ вторичных источников, анализ статистических данных. Результаты. Ухудшение демографической ситуации в Псковской области началось довольно давно, при этом, несмотря на реализацию региональными властями комплекса мероприятий по поддержке семьи и материнства, регион не улучшает свои показатели по сравнению с другими субъектам Северо-Западного федерального округа. Мероприятия по повышению отцовской роли носят в области характер низового общественного движения, по отношению к которому органы власти занимают позицию только информационной и организационной поддержки. В то же время опыт зарубежных стран показывает, что существует прямая связь между повышением рождаемости и наличием оплачиваемого отпуска для отцов по уходу за ребенком и институциональных возможностей для совмещения работы и воспитания детей. Это говорит о необходимости не только идеологической, но и финансово-правовой поддержке отцовской роли со стороны государства. Направления дальнейших исследований: сравнительный анализ общественной активности родителей-мужчин в разных регионах страны; моделировании демографических процессов для оценки значимости фактора вовлеченного отцовства.