Публикации автора

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В САМОРЕАЛИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ДОВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2025)

Статья посвящена теоретическому анализу роли конкурсной деятельности как инструмента самореализации иностранных учащихся на этапе довузовской подготовки. Актуальность исследования обусловлена ростом числа иностранных студентов в России (более 350 тыс. человек в 2023 г. по данным Министерства науки и высшего образования РФ) и необходимостью разработки педагогических стратегий, способствующих их интеграции в образовательное пространство через активизацию личностного и профессионального потенциала. В работе синтезируются ключевые концепции самореализации, включая теорию социального интереса А. Адлера и деятельностный подход К. А. Абульхановой-Славской, а также современные исследования мотивации (Е. Н. Легочкина) и межкультурной адаптации (Д. Н. Литвинова). Авторы раскрывают механизмы влияния конкурсных форматов на формирование академической, социальной и творческой идентичности учащихся, подчеркивая их роль в преодолении языковых барьеров, снижении ситуативной тревожности и развитии профессионального самоопределения. Теоретическая значимость работы заключается в систематизации педагогических принципов интеграции конкурсной деятельности, таких как: а) сочетание соревновательности и кооперации для баланса между мотивацией и сотрудничеством; б) ориентация на культурный плюрализм через проекты, соединяющие традиции стран учащихся и принимающего общества (например, межкультурные фестивали, хакатоны, квесты и др.). Практическая ценность исследования выражена в разработке рекомендаций по внедрению интерактивных методов. Например, использование геймифицированных форматов (онлайн-марафоны и др.) для повышения вовлеченности, внедрение тьюторской поддержки при подготовке конкурсных работ. Статья служит основой для дальнейших эмпирических исследований, направленных на оптимизацию образовательных траекторий иностранных учащихся в условиях глобализации высшей школы.

Издание: ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Выпуск: № 2 (70) (2025)
Автор(ы): Игнатова Ирина Борисовна, Кузькина Алина Игоревна
Сохранить в закладках
ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЕТЕВОЙ ГИПЕРТЕКСТ В КОНТЕКСТЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МЕДИАКУЛЬТУРЫ КОНЦА 1990-Х - НАЧАЛА 2000-Х (2024)

В статье предпринята попытка исследовать сетевые формы литературного контента как части медиакультуры, которую автор рассматривает в рамках аксиологического подхода. Активное освоение литературных текстов отечественной медиакультурой началось на рубеже XX-XXI вв. Открытость медиакультуры, ее постоянная обновляемость - плодотворная почва для медиатизации литературы. Взяв за основу эксперименты с так называемыми досетевыми гипертекстами, создатели авторских проектов, используя цифровые технологии, создали новый тип контента, ставшего полноправной частью как медиакультуры в целом, так и медиаискусства как ее составляющей. Интерактивные литературные проекты в интернет-пространстве конца 1990-х - начала 2000-х находятся на стыке массовой и элитарной культуры, являясь при этом одним из способов эстетического освоения действительности массовой аудиторией.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 2 (2024)
Автор(ы): Игнатова Ирина Борисовна
Сохранить в закладках
ПАРАТЕКСТ В СОВРЕМЕННОМ РАДИОЭФИРЕ КАК ЯВЛЕНИЕ МЕДИАКУЛЬТУРЫ (2024)

В статье рассматривается феномен паратекстуальности как части современной медиакультуры, акцентируется внимание на его доцифровых и современных дигитальных формах. Авторы полагают, что паратексты не только «окружают» и «расширяют» медиатекст, они одновременно влияют на его «восприятие» и «потребление» аудиторией. В работе также представлен научный обзор явления паратекста в различных сферах коммуникации, в том числе и в массмедиа. Особое внимание уделено его аудиальным формам. Авторы делают попытку определить значимость и потенциал современных форм паратекста в радиоэфире. В исследовании эмпирического материала особое место отводится художественной публицистике - радиодраме, или радиоспектаклям. Актуальность исследования обусловлена активным распространением пара-текстуальных элементов в цифровом пространстве, особенно в аудиальных форматах. Данная тенденция требует широкого и подробного научного осмысления.

Издание: НАУКА И ШКОЛА
Выпуск: № 3 (2024)
Автор(ы): Игнатова Ирина Борисовна, Зубаркина Елена Станиславовна
Сохранить в закладках