Объектом исследования выступает совокупность отношений, возникающих в связи с учреждением и использованием государственных гербов союзных республик, а также их взаимосвязь с государственной символикой СССР. Предметом работы являются изменения, произошедшие в государственном гербе Белорусской ССР в период с 1937 по 1939 гг., главным образом касающиеся написания на белорусском языке лозунга «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»: «Пролетарыi ўсiх краiн злучайцеся!» и «Пролетарыi ўсiх краiн ϵднайцеся!». В предмет исследования вошла конституционно-правовая регламентация изменения государственной символики БССР, а также синхронизация подобных изменений с государственной символикой Советского Союза. Исследовалась также реакция общественного мнения на происходящие изменения символики союзной республики, выраженная, прежде всего, в письмах граждан во всесоюзное издание «Ведомости Верховного Совета СССР». Статья представляет одно из первых исследований, которое посвящено эволюции герба Белорусской ССР в период 1937 – 1939 годов. Выделена роль юридического отдела Верховного Совета СССР, который в соответствующей коллизионной ситуации выступил своеобразным инструментом конституционного нормоконтроля. На основе документов Государственного архива Российской Федерации, часть из которых впервые вводится в научный оборот, выявлены три этапа изменения герба БССР в указанный хронологический период. Сделан вывод о проявлении в ситуации с изменением герба союзной республики и реакцией на это союзного цента ряда характерных черт советского федерализма. Идеократичность советского федерализма, его предопределенность прежде всего правом наций на самоопределение отставляла на второй план сугубый юридизм отношений центра и союзных республик. Политическая целесообразность в нем превалирует над принципом формальной определенности.
Статья посвящена влиянию развития отечественных юридической науки и образования на специализацию судебной деятельности.
Выявлено, что, в отличие от западноевропейской правовой традиции, согласно которой именно правовая наука начинает развиваться еще в античный период и дает мощный толчок к развитию права и определяет векторы его развития в последующие периоды, российский опыт накопления юридического знания основывался в первую очередь на эмпирических началах.
В Российском государстве на протяжении долгого времени отсутствовали кадры для кристаллизации отправления правосудия в качестве самостоятельного служебного поприща. К тому же доктринальный вакуум по вопросам построения судебной системы не способствовал ее унификации.
В период до возникновения первых отечественных центров юридической науки и образования развитие знаний о юриспруденции достигалось в процессе нормотворческой деятельности верховной власти и правоприменения со стороны лиц, облеченных властными полномочиями. С конца XVIII века развитие российской юридической науки и образования постепенно синхронизируется с западноевропейской научно-педагогической традицией.
Отмечено, что возможность проведения Судебной реформы 1864 года во многом обусловлена в кадровом, организационном и идеологическом планах динамичным развитием юридического образования и правовой науки.