Литва является наиболее религиозной из трёх стран Прибалтики. Целью исследования является выявление связи между религиозной и этнической структурой населения Литвы, а также оценка сдвигов в конфессиональной структуре населения муниципальных образований Литвы в два межпереписных периода - с 2001 по 2011 гг. и с 2011 по 2021 гг. Основной метод исследования - статистико-картографический. Степень сложности конфессиональной структуры населения оценивается с помощью индекса религиозной (или конфессиональной) мозаичности. На основании величины индекса муниципалитеты страны классифицированы по степени гомогенности/гетерогенности конфессиональной структуры населения. Также в статье применяется расчёт потенциальной конфессиональной структуры населения исходя из традиционной религиозной принадлежности этносов, проживающих на территории. Общей чертой динамики конфессиональной структуры населения Литвы в оба периода было уменьшение доли католиков и рост доли нерелигиозного населения. В динамике доли православных и старообрядцев наблюдался рост в первом периоде, и падение - во втором. Доля протестантов, наоборот, уменьшалась в первом периоде и росла - во втором. Между 2001 и 2011 гг. подавляющее большинство городов и районов Литвы испытывало конфессиональную гетерогенизацию при росте доли нерелигиозного населения и реже - доли православных. Конфессиональную гомогенизацию в пользу католиков испытывал ряд муниципалитетов вблизи границы с Калининградской областью и Латвией. Между 2011 и 2021 гг. продолжалась конфессиональная гетерогенизация большинства самоуправлений Литвы, преимущественно за счёт роста доли нерелигиозного населения и протестантов. Более гомогенными в конфессиональном плане стало несколько муниципальных образований, расположенных вблизи границы с Латвией, Польшей и Республикой Беларусь.
Первая всеобщая перепись населения 1897 г. является главным источником информации о структуре населения Российской империи на рубеже XIX-XX вв., включая и конфессиональный состав населения. При этом статистика по итогам переписи позволяет осуществить картографический анализ конфессиональной структуры населения не только на уровне губерний и областей, но на низовом административном уровне (уездов и округов). Целью исследования является оценка неоднородности конфессиональной структуры населения Российской империи на уровне уездов и округов по итогам переписи населения 1897 г. Для этого использован картографический метод исследования. В качестве показателя, позволяющего разделить моноконфессиональные и поликонфессиональные территории, и выделить контактные зоны между ареалами распространения основных религий государства (христианство, ислам и буддизм), использован индекс религиозной мозаичности. Регионы со смешанным конфессиональном составом населения без сильного преобладания какой-либо одной религии (конфессиональные контактные зоны) наблюдались преимущественно в приграничных территориях Российской империи, особенно в её западной и южной частях. Центр и север европейской части страны, где доминировало православное население, представляли собой моноконфессиональное (православное) «ядро».
Латвия является поликонфессиональной страной. В ней полноценно представлены все три основные направления христианства: протестантизм, католичество и православие. Восточная часть Латвии (Латгалия) издавна служила местом проживания старообрядцев и приверженцев иудаизма. Данные религиозные группы населения в совокупности составляют конфессиональное пространство Латвии. Целью исследования является выделение основных элементов территориальной структуры конфессионального пространства на территории Латвии по итогам переписи населения 1897 г. и анализ их динамики до 1920 г. Для достижения цели используются статический и картографический методы исследования. Новизна исследования связана с применением оригинальных методик для анализа динамики территориальной структуры конфессионального пространства. В результате исследования были выделены три основные элемента территориальной структуры конфессионального пространства Латвии в конце XIX - начале XX вв.: 1) моноконфессиональные территории (с доминированием лютеранского населения) на севере Видземе, востоке Курземе и западе Селии; 2) неярко выраженные конфессиональные контактные зоны (с преобладанием лютеранского населения и заметной долей католиков и православных), охватывающие юг Видземе, запад Курземе и восток Селии; 3) ярко выраженную конфессиональную контактную зону - Латгалию (с перевесом католиков, но с заметной долей православных, старообрядцев и иудеев).
Конфессиональное пространство, выступающее в качестве одного из важнейших понятий географии религий, обладает определённой компонентной и территориальной структурой. Вместе с тем, конфессиональное пространство является динамической системой, т. е. изменяющейся со временем. Целью исследования является выявление основных трендов в динамике компонентной и территориальной структуры конфессионального пространства в современных границах Эстонии на протяжении XIX столетия. Для достижения данной цели используются статистический и картографический методы исследования. Новизна исследования связана с использованием применительно к Эстонии современных методик оценки изменений в территориальной структуре конфессионального пространства. Основным трендом динамики компонентной структуры конфессионального пространства Эстонии в течение XIX в. являлось увеличение доли православного населения благодаря переходу из лютеранства в православную религию части эстонских крестьян. Среди наиболее значимых изменений в территориальной структуре конфессионального пространства в современных границах Эстонии в XIX в. следует отметить значительный рост православного населения в уездах Лифляндской губернии, в особенности в её западной части - в Эзельском и Перновском уездах, и несколько меньший рост - в уездах Эстляндской губернии.