В настоящее время противодействие преступлениям террористического характера правоохранительными органами Российской Федерации, в том числе, органами внутренних дел, оказывается в сложной внутренней, международной, в том числе геополитической ситуации, в условиях специальной военной операции на Украине. В течение 2023 года и первой половины 2024 года с территории Украины в Российскую Федерацию неоднократно вторгались диверсионно-разведывательные группы, выросло количество ракетных обстрелов объектов гражданской, пограничной, транспортной и энергетической инфраструктуры. В свою очередь, первые сведения об уровне организации, порядке, способах осуществления террористических актов, о количестве и других данных исполнителей и соучастников могут быть получены с места преступления. Осмотр места происшествия дает достаточно эмпирического материала для формирования дальнейшей стратегии ведения расследования террористических актов.
В статье раскрывается значение осмотра места происшествия как места совершения деяния, содержащего признаки террористического акта, в современных условия специальной военной операция, рассматривается особенности формирования состава следственно-оперативных групп, порядок действий по осмотру места совершенного террористического акта и в случае обнаружения взрывоопасного, но невзорвавшегося устройства. Благодаря изученным нормативным правовым актам, судебной практики и научной литературы, даны рекомендации по документальному оформлению результатов осмотра места происшествия, в том числе акта о результатах выполненных работ по поиску и (или) обезвреживанию (уничтожению) взрывоопасных предметов, протокола осмотра.
В статье рассматриваются проблемные вопросы квалификации и правоприменения правонарушений по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ, совершенных в том числе по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. В результате анализа статистики и судебной практики выявлено, что сама конструкция нормы нуждается в доработке, т. к. действующая редакция не позволяет однозначно отграничивать ее от сходных административных правонарушений и даже преступлений. Автором рассмотрены способы совершения данного правонарушения, констатировано, что значительная их часть совершается и по экстремистским мотивам, предложена новая ее редакция с учетом административной преюдиции ст. 148 УК РФ.