Введение. Для успешного развития умных городов важно продвижение идей об эффектах цифровизации среди широкого круга заинтересованных сторон, в том числе посредством событийного маркетинга. Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время существует определенный дефицит исследований, касающихся вопросов оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга при продвижении проектов умных городов. Целью исследования является систематизация показателей оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга применительно к проектам умного города. Новизна полученных результатов заключается в разработке системы показателей оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга применительно к продвижению проектов умных городов.
Материалы и методы. Методом исследования выступил системный логический анализ показателей оценки эффективности маркетинговых мероприятий в рамках продвижения проектов умных городов. Алгоритм исследования был следующим: проведен анализ научных публикаций по тематике умных городов, выявлены особенности мероприятий событийного маркетинга при продвижении умных городов, систематизированы показатели оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга, разработан авторский подход к применению показателей оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга при продвижении проектов умных городов. Результаты и выводы. В исследовании проведена систематизация показателей оценки эффективности мероприятий событийного маркетинга, разработана авторская типологизация мероприятий событийного маркетинга при продвижении проектов умного города, предложены показатели оценки эффективности для каждой группы мероприятий. Таким образом, в работе сделаны выводы, что событийный маркетинг является эффективным инструментом продвижения концепции умного города. Важным аспектом является оценка эффективности мероприятий, которая позволит выявить плюсы, минусы и показать точки роста для разных проектов. Предложенная система показателей эффективности событийного маркетинга показывает, какие показатели подходят для тех или иных типов событий. Обсуждение. Применение событийного маркетинга в контексте умного города способствует активному вовлечению бизнеса, органов власти в процесс цифровой трансформации города. Интеграция событийного маркетинга в проекты умного города с использованием системы показателей эффективности мероприятия позволяет оптимизировать затраты и создать основу для успешной реализации стратегий развития проектов умного города. Теоретическая значимость исследования заключается в возможности их использования в рамках дальнейших исследований по тематике территориального маркетинга. Практическая значимость исследования заключается в возможности их использования в рамках разработки стратегий и планов развития урбанизированных территорий.
Целью настоящего исследования является систематизация и раскрытие сущностей социотехнологических (гибридных) драйверов развития современной цифровой экономики. Показано, что сущность цифровой экономики состоит в применении передовых цифровых технологий и современных социально-экономических моделей поведения для ведения хозяйственной деятельности. Показано, что современные цифровые технологии обеспечивают гармоничное развитие социально-экономической среды. С одной стороны, процессы цифровизации находят широкое применение в области создания современных технологических инноваций, с другой - создают условия для трансформации социально-экономических отношений, являются условием создания социальных инноваций, формируют предпосылки для перехода к цифровому обществу. Таким образом, процессы цифровизации являются неким гибридным драйвером (объединяющим в себе как технологии, так и формируемые на их основе социально-экономические модели поведения) общественного развития. Выделены следующие социотехнические (гибридные) драйверы развития цифровой экономики: большие данные, облачные технологии, цифровые платформы, интернет вещей, концепция умного города, долевая экономика, технология блокчейна. Даны определения указанным гибридным драйверам развития цифровой экономики. Обозначены сущности данных направлений развития, заключающиеся в применении передовых цифровых технологий для наиболее эффективной организации хозяйственной деятельности. Показано, что гибридные драйверы развития цифровой экономики представляют собой вложенные множества, каждое из которых включает в себя другие технологии и модели поведения. Отмечены различные темпы эволюции разных направлений цифровой экономики. Новизна полученных результатов заключается в формировании иерархической системы социотехнологических драйверов развития цифровой экономики. Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в систематизации сущностей драйверов развития цифровой экономики. Практическая значимость исследования заключается в формировании возможных будущих исследований разумного хозяйствования в условиях цифрового общества.