Кризис современной экономической теории и модели рыночноцентричной экономики в частности включает в себя осмысление сущности, форм и пределов текущей трансформации отраслевых рынков. Экономическая наука и практика нуждаются в понимании особенностей взаимодействия акторов рынка, в преодолении энтропии существующих концепций и формировании комплексной модели экономического развития. Статья посвящена развитию положений концепции отраслевого квазирынка на мезоуровне и выявлению его соответствующих структурных особенностей. Методологической базой работы послужили неолиберальные и неоинституциональные теории. Методами выступили теоретико-методологический анализ, обобщение и сравнение. По результатам исследования выделены три ветви формирования концепции отраслевого квазирынка, в рамках которых предложены следующие его трактовки: как механизма взаимодействия бизнеса и государства; как механизма межфирменного и внутрифирменного взаимодействия на отраслевом рынке; как национального механизма организации производства, распределения и обмена. На основе ретроспективного анализа экономических теорий обоснована концепция отраслевого квазирынка, определены признаки, позволяющие формировать систему показателей для оценки его развития. Полученные результаты углубляют теоретические представления о развитии отраслевых рынков, прежде всего рынков сложной технологической продукции, позволяют разрабатывать методы измерения эффективности рыночных структур и методов промышленной политики
Развитие цифровых технологий и их внедрение в практику промышленного производства активно трансформирует не только производительные силы, но и производственные отношения. Это формирует особые, отличные от классических, модели промышленных рынков – платформенные рынки. Статья посвящена формированию концептуальных основ исследовательской парадигмы платформенного рынка. Методологической базой послужили парадигмальный подход, теория отраслевых рынков, новая микроэкономическая теория, неоинституциональная теория, теории экономического развития и концепции управления. Методы включали библиометрический, семантический и теоретико-методологический анализ. Сформированы концептуальные основы методологии исследования развития отраслевых рынков в условиях нового технологического уклада. Выявлены характерные черты платформенного рынка, такие как: ключевая роль технологии, наличие внешнего и внутреннего контуров взаимодействия, которые определяют механизм координации платформенного рынка, стратегического поведения его акторов, а также эффекты его развития на микро- и макроуровне. Разработана исследовательская парадигма, позволяющая по-новому походить к изучению платформенного рынка, которая позиционируется как базис анализа рынков в рамках Индустрии 4.0 и Индустрии 5.0. Полученные результаты углубляют теоретические представления о развитии и структурных особенностях платформенных рынков как новом объекте экономического анализа в условиях цифровизации и индустриализации экономики
Формирование технологического суверенитета и инновационное развитие промышленности охватывает все сектора этой сферы, в том числе среднетехнологичный. Статья посвящена выявлению факторов роста инновационной активности среднетехнологичного сектора промышленных производств высокого уровня. Информационной базой послужили статистические данные Росстата Российской Федерации за 2019–2023 гг. Использовались статистические методы исследования. На основе теоретического анализа выделены структурные и системные отраслевые факторы, внутриотраслевые экономические факторы развития инноваций в среднетехнологичном секторе высокого уровня промышленности. Эмпирический анализ показал, что наибольшее влияние за 2019–2023 гг. на уровень инновационной активности среднетехнологичного сектора высокого уровня оказывают внешние структурные факторы, связанные с типом рынка, уровнем конкурентной среды и размером данного рынка. Полученные результаты имеют большое значение для формирования модели технологического развития российской экономики
Целью настоящего исследования является систематизация экономических эффектов использования социальных медиа в условиях формирования цифрового общества. В качестве объекта исследования были определены социальные медиа, предметом исследования выступили экономические отношения, формирующиеся в цифровой экономике при использовании социальных медиа. Для анализа теоретико-методологических подходов к анализу социальных медиа в системе экономических отношений мы использовали контент-анализ научных исследований в отечественной и зарубежной литературе, логический и сравнительный анализы. Дано определение социальных медиа как платформ для информационных коммуникаций, направленных на создание социальных сетей различного содержания. Проанализированы отдельные направления использования социальных медиа в экономических отношениях. Представлена авторская типология социальных медиа, в которой выделены глобальные и национальные социальные сети (Facebook, LinkedIn, «Однокласники, ВКонтакте», Qzone, Mixi, Copains d’avant), сайты обмена творчеством (YouTube, Instagram, Douban, Flickr), сайты совместного пользования (Wikipedia), мессенджеры (Skype, WhatsApp, WeChat, Telegram), блог-платформы и микроблоги (Twitter, LiveJournal, Sina Weibo, Ameba, Plurk). Выделены экономические эффекты использования социальных медиа. Определены как положительные, так и отрицательные воздействия на субъекты экономических отношений. Так, на миниэкономическом уровне использование социальных медиа снижает операционные издержки фирмы, а, с другой стороны, требует дополнительных финансовых и кадровых ресурсов для создания внутрифирменной корпоративной сети. На микроэкономическом уровне использование социальных медиа расширяет рынки сбыта продукции, с другой стороны - усиливается конкуренция между фирмами. Формирование сетей на мезоэкономическом уровне является положительным эффектом, но при этом происходит изменение отраслевых пропорций в экономике в сторону преобладания сферы услуг. И, наконец, на макроэкономическом уровне использование социальных медиа стимулирует развитие внутреннего рынка, но также возрастают издержки контроля и поддержания экономических институтов. Определено, что адекватным инструментарием анализа социальных медиа с позиций институциональной экономической теории выступает авторская концепция эконотроники.