В статье рассматривается актуальная и значимая для современной образовательной практики проблема воспитания в аспекте педагогических идей А. С. Макаренко. В частности, отмечается ценность субъектного подхода к воспитуемому оптимистический настрой, вера в потенциальные возможности личности, гуманизм и др. Авторы, опираясь на педагогическое наследие великого предшественника, подчеркивают важную роль педагога, его творческое отношение к воспитанию для обеспечения эффективности данного процесса. Приводятся примеры программ, направленных на улучшение воспитательной работы со студентами, цель которых - вовлечение в социально полезные дела, стимулирование саморазвития, активности и др. В заключении подчеркивается необходимость развития идей великого педагога, которые в современных условиях нуждаются в конкретизации, дополнении, творческом переосмыслении.
Глубокое и всестороннее изучение личности преступника объясняется тем, что решение этой задачи важно не только для достижения теоретических, но и практических целей. Это играет ключевую роль в адаптации наказания к конкретному случаю, в выборе наиболее эффективных методов исправительной работы с осуждёнными, а также в планировании и проведении профилактической деятельности с отдельными правонарушителями. В статье представлено понятие «личность преступника»; анализируются существующие методологические затруднения, связанные с данным криминологическим понятием; раскрывается структура личности преступника, рассматриваются основные компоненты, составляющие криминологическую характеристику личности преступника; исследованы основные варианты классификации и типологии личности преступников в отечественной криминологической литературе.