Публикации автора

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА ТРАМВАЯХ В 1930-1940-Е ГОДЫ: ОПЫТ ГОРОДОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ (2025)

В работе рассматриваются пассажирские перевозки трамваем - основным городским пассажирским транспортом в городах РСФСР. Цель настоящего исследования - на основе данных по Челябинской области определить факторы, влиявшие на качество пассажирских перевозок, пассажирский опыт взаимодействия с трамваем, противоречивость оценок качества пассажирских перевозок. Статья написана в рамках методологии экономической истории, дополненной положениями теории мобильности, и являет собой попытку представить историю пассажирских перевозок как многофакторный процесс. Авторы раскрывают формальные и качественные характеристики организации пассажирских перевозок трамваем: наличие диспетчерских служб, состояние остановок и подвижного состава, инвентарное число вагонов, число вагонов на линии, электроснабжение трамвая, опыт ожидания трамвая пассажирами. Пассажиры и местные газеты часто критиковали перевозки трамваем, отмечая срывы графиков движения, хотя длительное ожидание было типичным явлением. Несмотря на постоянные замечания, трамвай оставался ведущим городским транспортом в 1930-1940-е годы, т. к. его появление было обусловлено потребностями советской индустриализации. На основе анализа архивных документов и материалов периодической печати авторы приходят к выводу, что остаточный принцип снабжения трамвайных предприятий Челябинской области вагонами и второстепенная роль городского электротранспорта в структуре советской экономики негативно влияли на организацию пассажирских перевозок, основной функцией которых в период советской индустриализации и годы Великой Отечественной войны была связь рабочей силы и промышленных предприятий. К концу 1940-х годов большее значение приобрела функция связи мест проживания с социально-культурными объектами

Издание: ВЕСТНИК СЕВЕРНОГО (АРКТИЧЕСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
Выпуск: Т. 25 № 1 (2025)
Автор(ы): ПОТЕМКИНА МАРИНА НИКОЛАЕВНА , Храмшина Юлия Николаевна
Сохранить в закладках
ДВИЖЕНИЕ КАДРОВ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ТРАМВАЙНО-ТРОЛЛЕЙБУСНОМ УПРАВЛЕНИИ В 1942-1945 ГГ (2025)

Статья освящает кадровую политику в трамвайно-троллейбусном предприятии города Челябинска - одного из крупных центров эвакуации в годы Великой Отечественной войны. Предмет исследования - количественные показатели численности кадров трамвайно-троллейбусного предприятия. Актуальность исследования вызвана возможностью изучения кадровой политики городского коммунального предприятия в чрезвычайных условиях военного времени. Впервые в отечественной историографии городского электротранспорта ротация кадров на предприятии проанализирована на основе статистических данных по месяцам. Методологическая рамка исследования - новая рабочая история. Работа построена на анализе частотной выборки приказов директора Челябинского Трамвайно-Троллейбусного треста за январь, июль 1942, 1944, 1945 гг. По итогам работы авторы пришли к выводу о возможности наметить ряд тенденций в работе периферийных трамвайно-троллейбусных предприятий в годы Великой Отечественной войны: сохранение трудовых правонарушений, несмотря на ужесточение трудового законодательства в военное время. Выраженные сезонные различия в динамике увольнений, наряду с дисбалансом между количеством увольнений в Службе подвижного состава и интенсивностью кадровых перемещений в других подразделениях, указывают на специфику применения трудового законодательства. Пополнение штата производилось за счет механизмов мобилизационной экономики военного времени.

Издание: ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Выпуск: Т. 9 № 1 (2025)
Автор(ы): ПОТЕМКИНА МАРИНА НИКОЛАЕВНА , Храмшина Юлия Николаевна
Сохранить в закладках