Благодаря способности блокчейна формировать транспарентность процессов, он может стать основой фундаментальных трансформаций в деловых отношениях в индустрии туризма и радикальных преобразований бизнес-процессов. Для того, чтобы потенциал блокчейна в туристской отрасли раскрылся наиболее эффективно, необходимо перестроить туристские бизнес-модели на его основе.
Целью представленного исследования явилась разработка концептуальной бизнес-модели предприятий туристской индустрии, функционирующих на базе платформы блокчейна.
Для достижения указанной цели был реализован редизайн бизнес-модели Osterwalder Canvas в сфере туризма на блокчейн-платформе. Основным методом сбора данных являлся экспертный опрос, проведенный в формате полуструктурированных личных интервью.
Для проведения опроса были отобраны 12 респондентов, являющихся экспертами в области блокчейна и туризма. Результаты исследования отражены в формате бизнес-модели.
Данное исследование имеет несколько теоретических выводов: во-первых, внедрение на технологии блокчейна в туризме создает новую отраслевую бизнес-модель. Во-вторых, предлагаемая модель рассматривает рынок туристского бизнеса с системной точки зрения.
В-третьих, блокчейн создает уникальную возможность удовлетворить потребности стейкхолдеров и клиентов в сфере туризма посредством однорангового взаимодействия.
Практическое значение исследования выражается в определении важной роли дезинтермедиации и смарт-контрактов в туристской бизнес-модели на блокчейн-платформе.
Актуальность исследования определяется необходимостью объективной оценки эффективности деятельности предприятий и их отдельных бизнес-процессов в условиях турбулентности макросреды бизнеса. Агрессивные и изменчивые условия определяют необходимость изучения и использования инновационных и прогрессивных парадигм менеджмента, которые в состоянии обеспечивать конкурентоспособность предприятий на целевых рынках. Предмет исследования - совокупность принципов оценки эффективности бизнес-процессов хозяйствующего субъекта на основе системы определенных показателей. Цель - разработать методику оценки эффективности бизнес-процессов предприятия на основе SMART-подхода. Авторы представили свое видение групп показателей, с помощью которых определяется эффективность бизнес-процессов. Для отражения требований к показателям эффективности бизнес-процессов использован SMART-подход, способствующий правильному формулированию желаемого результата и обеспечивающий понимание направления. На базе синтеза концепций сбалансированной системы показателей, функционально-стоимостного анализа и ключевых факторов успеха создана оригинальная модель оценки эффективности бизнес-процессов.