Представлены результаты эмпирического изучения динамики общей и парциальной самооценки на протяжении младшего школьного возраста. Проверялось предположение о том, что парциальная самооценка может компенсировать понижение общей самооценки у детей, впервые оказавшихся в ситуации внешней оценки и сравнения с другими учащимися. Для изучения динамики общей самооценки использована методика Де Греефе, для определения уровней парциальной самооценки применена модифицированная методика Ж. Нюттена. Исследование носит лонгитюдный характер, в нем участвовали 75 учащихся 1-3-х классов московской школы. Показано, что общая самооценка личности детей младшего школьного возраста наиболее резко снижается от первого ко второму классу, в то время как повышение парциальной самооценки выступает ресурсом поддержания психологического благополучия учащихся, компенсируя понижение общей самооценки, обусловленное оценочной ситуацией школьного обучения. Представлен модифицированный вариант методики Ж. Нюттена для изучения парциальной самооценки учащихся младшего школьного возраста.
В статье представлена процедура модификации опросника И. М. Кондакова «Профессиональные установки подростков», разработанного более 35 лет назад. Актуальность исследования определяется задачей создания психодиагностического инструментария, соответствующего современным условиям взросления и самоопределения молодежи. Цель – модификация опросника «Профессиональные установки подростков» и его апробация. По результатам психометрического исследования данных, полученных с применением оригинального опросника, выдвинуто предположение об изменении психологического содержания отношения молодых людей 16-22 лет к профессиональному выбору в условиях постиндустриальной экономики. Выборку исследования составили обучающиеся десятых и одиннадцатых классов общеобразовательных учреждений и студенты средних профессиональных учебных заведений городов Москвы и Челябинска: 413 человек (M=16,9, SD=1,17, 57% девушек) на первом этапе и 362 человека (M=16,9, SD=1,19, 56% девушек) на втором этапе. Для решения исследовательских задач были использованы опросники: «Профессиональные установки подростков», «Активность в самореализации», «Эмоциональное отношение к будущему». Изменения социальной ситуации развития, обусловленные новыми технологиями и высокой подвижностью всей профессиональной сферы, привели к сужению показателей психологической готовности учащихся к выбору своего жизненного пути: формированию общего оптимистического, позитивного настроя на будущее либо выраженной неуверенности и нерешительности в правильности этого выбора. Вместе с тем обнаружено, что ведущие возрастные закономерности психологического развития юношества оказались устойчивыми к глобальным переменам цифрового мира, сохранили свою мотивационную функцию, связанную с переходом на следующий, взрослый, этап жизни. Модифицированный вариант опросника может использоваться как в исследовательских, так и в диагностических целях для определения психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению.
Цель. Проанализировать становление внутренней позиции взрослого в контексте институциональных требований к учащимся на разных этапах юношеского возраста.
Процедура и методы. Эмпирическое исследование проводилось в два этапа. Для изучения представлений учащихся о социальной ценности профессий использованы авторский опросник и процедура ранжирования. Выборку составили 324 респондента (169 юношей и 155 девушек), обучающихся в колледжах и вузах (бакалавриат) гг. Москвы, Долгопрудного, Одинцово, Челябинска, Орска. Для определения уровня потребности в достижении успеха применён тест-опросник Ю. М. Орлова «Потребность в достижении цели». На этом этапе в исследовании приняли участие студенты колледжей Москвы и Московской области (208 человек: 113 девушек и 95 юношей) и Уральского экономического района (148 человек: 91 девушка и 57 юношей), а также студенты Челябинского государственного университета (191 человек: 139 девушек и 52 юноши). Общая выборка составляет 547 человек. Обработка эмпирических данных осуществлена с помощью статистического пакета SPSS 23.0.
Результаты. Показано, что в 16–18-летнем возрасте внутренняя позиция взрослого только начинает складываться, а в период ранней взрослости (19-21 год) она обретает признаки зрелости. Этому способствует не только психологическое взросление молодых людей, но и более сильное давление институциональных требований, определяющих их социальный статус среди взрослых и ответственных людей.
Теоретическая и/или практическая значимость. Проведённое исследование вносит вклад в разработку теоретических представлений о факторах, определяющих становление внутренней позиции взрослого в юношеском возрасте. Его результаты будут полезны при подготовке и повышении квалификации педагогов-психологов и педагогических кадров, занятых в сфере обучения и воспитания учащихся юношеского возраста, в практической деятельности психологической службы образовательных учреждений.