Целью данной работы является выявление культурно-аксиологических основ проэкологического поведения молодёжи России и Японии. Для проведения эмпирического исследования была использована выборка из студентов гуманитарных специальностей в количестве 370 человек [Челябинский государственный университет (Россия, N=223), университет Эхиме (Япония, N=147)]. В эмпирической части исследования не удалось доказать значимость различий в ценностях разных культурных выборок. Однако факторный анализ позволил выявить разницу в структуре аксиологических основ студентов России и Японии. Результаты на российской выборке продемонстрировали трехфакторную аксиологическую структуру, ориентированную на ценности социального взаимодействия, статусно-гедонистические ценности и ценности роста и развития. В то время как на японской выборке проявилось два фактора, объединивших ценности социального сотрудничества и материально-гедонистические факторы.
Цель исследования заключалась в анализе взаимосвязи экологических установок и ценностей у студентов в разных культурах – Японии и России.
Процедура и методы. Кросскультурное исследование проводилось на базе двух вузов: университета Эхиме (Япония) (n=147) и Челябинского государственного университета (Россия) (n=223). Основным инструментом выступила совокупность стандартизированных опросников. Результаты. исследования показали отсутствие различий в большинстве ценностей среди японских и российских студентов. При этом факторизация данных позволила обнаружить различия в структуре ценностных систем студентов разных культур как по количеству факторов, так и по их выраженности. Установлено, что молодое поколение в обеих странах испытывает потребность в общении с природой и признаёт себя её частью. Корреляционный анализ выявил взаимосвязь экологических установок и ценностей в обеих культурных группах. На российской выборке в этих связях наблюдается равномерное задействование как материальных, так и нематериальных ценностей, на японской выборке доминируют нематериальные ценности. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования расширяют представление о культурных детерминантах экологических установок и поведения. Это позволяет наметить направления решения экологических проблем с позиции культурно-аксиологического подхода.