Статья посвящена исследованию экономического развития города Севастополь в первой половине XIX века. Цель данного исследования заключалась в характеристике ключевых особенностей экономического развития города Севастополь перед Крымской войной (1853-1856 гг.) и их значимости в современных условиях. Для этого в статье была исследована структура и динамика численности населения города. Было выявлено, что в структуре населения Севастополя в 1850 году доля военного населения составляла более 80%. При это наблюдалась положительная динамика прироста численности населения за счет межрегиональных миграционных процессов. Также в статье были изучены условия труда и жизни населения города, проанализированы особенности развития сельского хозяйства, среди которых были выявлены непривычный для населения климат, дефицит пресной воды и плодородных почв. В результате, растениеводство было в основном представлено садоводством и виноградарством, которые развивались в пригородах города. Что касается животноводства, то его развитие осложнялось высокой ценой фуража. В промышленности Севастополя первой половины XIX века основными отраслями были судоремонт и судостроение. В связи с тем, что местное сельскохозяйственное и промышленное производство не могло полностью покрыть потребности города в товарах первой необходимости, большая часть товаров была привозной. Удаленность города от других регионов России, закрытие Севастопольского торгового порта в 1804 году и карантинные мероприятия в 1820-х гг. затрудняли поставки товаров и способствовали усилению дефицита, спекуляциям и росту цен в городе. Таким образом, как показывает история развития Севастополя, в экономике города должна быть заложена способность быстрой ее адаптации под требования военного времени. Для решения этой задачи необходимо учитывать, в том числе, выявленные в статье особенности, которые продолжают оставаться актуальными.
Статья посвящена исследованию экономического развития города Севастополя во второй половине XIX — начале XX в. в разрезе наиболее важных отраслей экономики города. В рамках исследуемого периода авторами было выделено четыре этапа развития города. Первый этап — рецессия (с конца 1850-х до конца 1860-х гг.) — был связан с низким уровнем бюджетного финансирования и военных расходов, неэффективностью разработанных мер государственного стимулирования экономики. Второй этап — активное восстановление и экономический рост (с начала 1870-х до конца 1890-х гг.) — был связан с отменой ограничений на базирование флота в Черном море, со строительством Лозово-Севастопольской железной дороги, превращением Севастополя в самостоятельную территориальную единицу. Третий этап — стагнация — явился следствием закрытия коммерческого порта и революционного движения (с конца 1890-х гг. до 1910 г.). Стагнация проявлялась в низких темпах роста городских доходов, снижении товарооборота по заграничной торговле и медленных темпах реализации крупных проектов. Четвертый этап — оживление экономики города (с 1910 по 1915 г.) — был связан с началом реализации крупных проектов по благоустройству города, таких как: строительство сплавной канализации, гидропатической лечебницы и каботажного порта в Стрелецкой бухте и завершение сооружения водопровода. Делается вывод о достаточно активном, но при этом неравномерном развитии экономики города в связи с влиянием множества разнообразных внутренних и внешних факторов. ф