Семейство Herpesviridae является одним из наиболее известных и опасных в подразделении вирусов. Их роль в развитии различных патологий широко изучается, однако в контексте пищеварительной системы данная тема недостаточно хорошо изучена. Лидирующее место среди всех герпес-инфекций, поражающих желудочно-кишечный тракт, занимает вирус Эпштейна–Барр (ВЭБ). У пациентов первых двух лет жизни доля бессимптомного носительства достигает 90%, а в возрасте 2–10 лет — 30–50%. Показано, что ВЭБ играет значительную роль в возникновении хронического эзофагита, гастрита и гастродуоденита, заболеваний кишечника. Вирус простого герпеса-1 (ВПГ-1) также может быть обнаружен при данных патологиях. ВПГ-1 чаще всего поражает органы верхних отделов желудочно-кишечного тракта у людей с приобретенными иммунодефицитами. Для цитомегаловируса (ЦМВ) характерно поражение средней или дистальной части пищевода, что и приводит к хроническому эзофагиту. При гастродуодените, ассоциированном с ВПГ-1, ЦМВ обнаружена положительная корреляционная взаимосвязь между характером вирусного инфицирования и степенью тяжести воспалительного процесса в слизистой оболочке. По данным некоторых авторов, ВЭБ-ассоциированный гастрит встречается в 76,6% случаев у детей. Предполагается, что хеликобактерная инфекция (H. pylori) в сочетании с ВЭБ может являться предиктором развития аутоиммунного гастрита. Цель обзора — систематизация имеющихся сведений о роли герпесвирусов в развитии хронического воспаления слизистой оболочки верхних отделов органов желудочно-кишечного тракта.
Актуальность исследования. Получение высшего медицинского образования оказывает значительное влияние на жизнь будущих врачей и, по их словам, является одним из наиболее сложных этапов в жизни. Из-за недостатка свободного времени у студентов могут возникать различные физиологические и психологические проблемы, такие как ухудшение работы иммунной системы, хроническая усталость, различные когнитивные нарушения, а также тревога и депрессия [5, 9]. В настоящее время существуют достаточно исследований, посвященных конкретным стрессорам и способам снижения их воздействия на организм человека [12]. Mohammad A. Aloufi et al. в своей работе пришли к выводу, что наилучшим методом, направленным на устранение стресса, тревоги и депрессии являются мероприятия по улучшению навыков повышения концентрации внимания и совладания с собой [9]. Часть студентов подвержена феномену анозогнозии, который заключается в отрицании, игнорировании или недооценке пациентом своего заболевания. В этом случае возможные проблемы выявляются с помощью психологических тестов. Цель работы: выявить и сравнить актуальные стрессовые факторы у студентов медицинского вуза на разных этапах обучения.
Материалы и методы. Анализировали отечественные и зарубежные статьи за 20162023 гг., используя следующие научные электронные библиотеки: Cyberleninka, PubMed; использовали авторский анонимный опросник, батарею тестов: стресс-тест В. Ю. Щербатых, тест функциональности поведенческой стратегии, госпитальную шкалу тревоги и депрессии (HADS), шкалу депрессии Бека. Результаты и их анализ. Исследование показало, что наиболее актуальным стрессом у 84,73 % студентов 1-го курса и 79,78 % студентов 6-го курса является учебная нагрузка, а на 3-м курсе доля таких студентов составляет 91,37 %; обнаружены статистически значимые различия (р = 0,008). Вредные привычки отмечались у 61,45 % студентов 1-го курса, 65,1 % студентов 3-го курса и 69,15 % студентов 6-го курса; статистически достоверных различий среди студентов разных курсов не выявлено (р > 0,05). По данным стресс-теста Щербатых на 3-м курсе статистически достоверно меньше обучающихся, у которых отсутствует симптомы стресса (р = 0,0108), а среди студентов 6-го курса статистически достоверно чаще встречаются лица, находящиеся в состоянии сильного стресса (р = 0,039). По данным теста поведенческой стратегии у студентов 1-го (35,92 %), 3-го (34,21 %) и 6-го (28,9 %) курсов доминирующей поведенческой стратегией стал оптимизм во всех ситуациях, включая неопределенные. По данным теста HADS на 1-м, 3-м и 6-м курсах по показателям субклинически и клинически выраженной тревоги статистически достоверных различий не обнаружено (p > 0,05). По данным теста Бека явно выраженная депрессивная симптоматика в меньшей степени проявляется у студентов 3-го курса (p = 0,0101).