Обоснование. Повышенные требования к современному подростку предъявляются также и со стороны спортивной деятельности. В киберспорте - это определенное соотношение параметров психофизиологического статуса и навыков социального взаимодействия. Знание особенностей в реализации механизмов ассертивности позволит минимизировать или исключить вероятность негативного игрового и в целом социального опыта юных спортсменов.
Цель исследования: выявить особенности проявления эмоционального интеллекта и саморегуляции поведения у юных киберспортсменов с различным уровнем ассертивности.
Материалы и методы. Проведена психодиагностика 57 школьников (12,2 ± 1,1 года; стаж занятий киберспортом 2,2 ± 0,8 года). Для оценки личностной и эмоциональной сфер киберспортсменов использованы: тест ассертивности В. П. Шейнова, личностный опросник Айзенка в адаптации А. Г. Шмелёва, тест эмоционального интеллекта Д. В. Люсина - ЭмИн, опросник «Стиль саморегуляции поведения» В. И. Моросановой, методика «Личностная агрессивность и конфликтность» Е. П. Ильина. На основании результатов теста на ассертивность подростки были разделены на три группы: условно «агрессивные», «ассертивные» и «неуверенные». Анализ полученных данных проводился с использованием пакета IBM SPSS Statistica v. 23. Определялись критерии Шапиро - Уилка, Краскелла - Уоллиса, Манна - Уитни. Взаимосвязь исследуемых параметров в сравниваемых группах киберспортсменов оценивали, применяя корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты. Независимо от уровня ассертивности юные киберспортсмены демонстрируют высокие значения по шкалам «Бескомпромиссность» и «Позитивная агрессивность». При межгрупповом сравнении значимые различия получены по шкалам «Обидчивость», «Неуступчивость», «Подозрительность», «Нейротизм», «Моделирование», «Оценивание результатов» и по всем параметрам эмоционального интеллекта. Описаны механизмы реализации ассертивности в сравниваемых группах киберспортсменов. Межличностный эмоциональный интеллект не имеет взаимосвязи с ассертивностью ни в одной из групп сравнения. В группе юных спортсменов с «агрессивным» и ассертивным поведением эмоциональный интеллект реализуется через моделирование; у лиц, составляющих группу «неуверенных», - через планирование.
Заключение. Программа начальной подготовки киберспортсменов должна включать позитивные психологические интервенции, способствующие воспитанию «позитивной агрессивности», повышению уровня саморегуляции поведения и эмоционального интеллекта, направленных в целом на реализацию ассертивности.
Обоснование. В ходе протезной реабилитации важно знать, какие аспекты стресса наиболее важны для функционального (психофизиологического) состояния человека. Оценка эффективности протезной реабилитации зависит от индивидуальных и средовых факторов, особенностей текущих событий, определяющих качество психофизиологической реактивности организма ампутантов.
Цель: выявить информативные параметры (показатели) для оценки психофизиологического состояния ампутанта при испытании протеза нижней конечности.
Материалы и методы. В качестве материала выступили статьи, соответствующие теме работы, представленные в базе данных поисковой системы PubMed. Применены методы обобщения и конкретизации.
Результаты. Представлены информативные показатели, отражающие функциональное состояние обследованных лиц, имеющих ампутации нижних конечностей. Характеристики компенсаторных процессов организма ампутантов описаны общими и специфическими параметрами, обобщенными в ряде факторов: социально-демографическом, клиническом, протезной реабилитации, функциональном, физиологическом, психофизиологическом, психологическом, а также техническом и эргономическом.
Заключение. Высокая эффективность протезной реабилитации и долгосрочной адаптации к ампутации нижних конечностей достигается комплексным подходом к динамическим обследованиям в рамках биопсихосоциальной модели. Все факторы, влияющие и определяющие функциональное состояние ампутанта при испытании протеза нижней конечности, должны быть детально отражены в протоколе исследования.
Обоснование. Среди факторов результативности молодежных мероприятий не только стоимость, доступность и безопасность, но и особенности целевой аудитории, определяющей эмоциональный фон мероприятия и активность коммуникации.
Цель: выявить особенности эмоционального интеллекта и психического состояния у участников молодежного форума с различным уровнем социальной тревоги. Материалы и методы. Проведена психодиагностика 72 участников (59 женщин и 13 мужчин) окружного форума «Студтуризм УФО-2024» (возраст 33,1 ± 10,2 года). Использованы опросник социальной тревоги и социофобии, краткая версия опросника ЭмИн, методика «Оценка психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности». Значения шкалы «Социальная тревога в ситуации «быть в центре внимания, под наблюдением» являлись основанием дифференциации респондентов на группы (средний, повышенный, высокий уровень выраженности социальной тревоги). Определялись критерии Шапиро - Уилка, Краскелла -Уоллиса, Манна - Уитни. Применен корреляционный анализ по Спирмену.
Результаты. Межличностный ЭмИн у лиц со средним уровнем социальной тревоги детерминируется отрицательными взаимосвязями с параметрами постситуативной руминации, эмоционального тонуса, интереса и избегания контакта. В группе лиц с повышенным уровнем социальной тревоги эмоциональный интеллект характеризуется как межличностным («Управление чужими эмоциями»), так и внутриличностным его компонентом («Понимание своих эмоций»), связанным преимущественно с социальной тревогой, вызванной избеганием непосредственного контакта с коммуникантами. В группе лиц с высоким уровнем социальной тревоги выявлены взаимосвязи социальной тревоги с обоими компонентами эмоционального интеллекта (внутри- и межличностного). Сдерживание эмоций и постситуативные руминации связаны с внутриличностным эмоциональным интеллектом. Ведущим видом является тревога, возникающая при проявлении инициативы, повлекшая страх критики в свой адрес и потерю субъективного контроля. Последнюю отягчают (усугубляют) положительные взаимосвязи с параметрами, характеризующими оперативное психическое состояние: интересом, эмоциональным тонусом, комфортностью.
Заключение. Актуализируется направление исследований по разработке и внедрению технологии профилактики и снижения социальной тревоги на неклинических выборках обследуемых лиц с высоким уровнем проявления профессионального интереса.
Цель: выявить закономерности (особенности) данных сенсорной сети для определения дескрипторов динамического баланса во время ходьбы у лиц с различной степенью нарушения функций нижней конечности. Материалы и методы. Оценку кинематических параметров походки проводили с помощью системы захвата движения Xsens MTw Awinda и программного обеспечения Xsens MVN Analyze. Оценивалась вариабельность вариационного ряда значений вертикальной реакции сегментов нижних конечностей, определялись различия между значениями вертикальной реакции соседних сегментов нижней конечности (парный t-критерий Стьюдента), степень взаимосвязи (коэффициент r-Пирсона) между значениями вертикальной реакции соседних сегментов нижней конечности (в сенсорной сети «таз - стопа») у трех лиц, имеющих в анамнезе различные травмы нижних конечностей. Результаты. Анализ данных от сенсоров MIMU, организованных в сенсорные сети (сегменты тела: таз, бедро, голень и стопа), позволил оценить особенности ускорения (вертикальной реакции) каждого сегмента у лиц с различной степенью нейромышечного нарушения нижней конечности. Выявленные особенности представлены в качестве дескрипторов динамической стабильности нейромышечного взаимодействия соседних сегментов нижней конечности, их согласованности, выраженной в асимметричности походки испытуемых. Заключение. Установленные дескрипторы (вариабельность, согласованность, взаимосвязь) необходимо учитывать в подходах при разработке антропоморфных протезов, в программах абилитации и протезной реабилитации, а также для обучения нейросетевых классификаторов нейромышечных нарушений нижней конечности.