Формат спортивных фанатских сообществ - сложившийся социально-политический ресурс, способный мобилизовать общественные инициативы и движения, в том числе в масштабах региона. Исследовательский интерес к изучению околоспортивных сообществ неуклонно растет. Фанатское движение в мировой практике прочно приобретает статус политической деятельности либо близко связанной с политикой. Цель - рассмотреть особенности социально-политической коммуникации болельщиков и фанатской среды в рамках сибирских региональных сетевых сообществ. Использованы методы анализа цифровых следов, парсинга и вторичный анализ региональных исследований, посвященных рассмотрению фанатской тематики в сибирских регионах. Выявлено существование обособленной фанатской среды регионов, характерные выборы общеизвестных видов спорта и следование сообществ болельщиков тематической повестке мобилизации социально-политических интересов. Сделан вывод, что сибирские региональные сообщества фанатов и болельщиков менее дифференцированы, активное участие обособлено видом спорта и / или деятельностью любимой спортивной команды (клуба). На примере рассматриваемых сибирских регионов установлено, что сетевые сообщества на первый взгляд слабо политизированы. Обнаружено, что в рамках сообществ возможны обсуждения и визуализация большого числа тем и событий. Выявлено, что репосты составляют значительную долю материалов в сетевых сообществах болельщиков, а комментарии не являются доминирующими в общем потоке транслируемой информации. Определена необходимость качественного наращивания исследовательских возможностей в области изучения спортивных сетевых сообществ болельщиков для обозначения социально значимой ниши данных сообществ в жизни регионов и монотерриторий.
Формат спортивных фанатских сообществ - сложившийся социально-политический ресурс, способный мобилизовать общественные инициативы и движения, в том числе в масштабах региона. Исследовательский интерес к изучению околоспортивных сообществ неуклонно растет. Фанатское движение в мировой практике прочно приобретает статус политической деятельности либо близко связанной с политикой. Цель - рассмотреть особенности социально-политической коммуникации болельщиков и фанатской среды в рамках сибирских региональных сетевых сообществ. Использованы методы анализа цифровых следов, парсинга и вторичный анализ региональных исследований, посвященных рассмотрению фанатской тематики в сибирских регионах. Выявлено существование обособленной фанатской среды регионов, характерные выборы общеизвестных видов спорта и следование сообществ болельщиков тематической повестке мобилизации социально-политических интересов. Сделан вывод, что сибирские региональные сообщества фанатов и болельщиков менее дифференцированы, активное участие обособлено видом спорта и / или деятельностью любимой спортивной команды (клуба). На примере рассматриваемых сибирских регионов установлено, что сетевые сообщества на первый взгляд слабо политизированы. Обнаружено, что в рамках сообществ возможны обсуждения и визуализация большого числа тем и событий. Выявлено, что репосты составляют значительную долю материалов в сетевых сообществах болельщиков, а комментарии не являются доминирующими в общем потоке транслируемой информации. Определена необходимость качественного наращивания исследовательских возможностей в области изучения спортивных сетевых сообществ болельщиков для обозначения социально значимой ниши данных сообществ в жизни регионов и монотерриторий.
В современных учебных изданиях и научно-исследовательских работах достаточно распространенным объектом изучения является девиантное поведение. В статье рассматриваются междисциплинарные подходы к обоснованию его причин, видов, последствий среди разных возрастных групп, но особое внимание уделяется молодежи. В настоящее время актуализируется новое направление исследования проблемы девиантного поведения - конструктивная девиация, появление которой безусловно является теоретически и практически обоснованным: происходит постепенное фрагментарное рассмотрение отдельных аспектов конструктивной девиации молодежи, что требует систематизации и оформления концептуальных подходов в изучении данного явления. Также в связи с общественно-политическими изменениями, актуализацией определенных социально значимых ценностей, распространением практик помогающего поведения накапливаются социальные ресурсы, развивается социальный, интеллектуальный, гражданский потенциал молодых людей. Рассмотрены социальные и политические основания конструктивной девиации среди молодежи посредством изучения пользовательского массива студентов-первокурсников, обучающихся на базе высшего образования. К указанным основаниям относятся институциональные условия реализации государственной молодежной политики, молодежные инициативы, развитие у студентов практик помогающего поведения, формирование условий гипернормальности, демонстрация значимых ценностей (патриотизм, альтруизм) и пр. Анализ и социологическое понимание причин конструктивной девиации молодежи позволяют обосновать актуальные для молодых людей мобилизационные вызовы и направления их социальной консолидации. Особое внимание уделяется проявлениям конструктивной девиации студенческой молодежи в цифровом пространстве.
Актуальность: транспорт рассматривается как один из факторов, который формирует общественное благосостояние. Однако в обществе присутствуют противоречивые запросы, ожидания и оценки транспортных решений в зависимости от возраста, гендера и места проживания пассажиров. Существование разрыва определяется объективной плотностью и насыщенностью современных городских агломераций. Кроме того, изменяется возрастной и гендерный состав участников движения, который формирует свои потребности и запросы к организации инфраструктуры. Цель: выявление оснований отличий и разрывов оценок городскими акторами транспортных решений, последствий таких разрывов.
Методы. В работе представлены результаты комплексного междисциплинарного исследовательского проекта, который позволил описать транспортное поведение основных участников пассажирских перевозок. Авторы использовали гибридные приемы поиска информации: видеосъемки пассажирских и транспортных потоков города Кемерова и Кемеровского района, анкетный опрос, контент-анализ социальных сетей, официальных страниц, сайтов и порталов.
Результаты: различаются установки, направленные на актуализацию проблемы реформирования транспортной системы, вариантов и перспектив ее трансформации в условиях реактивного взаимодействия горожан с властью (например, критика решений органов власти, демонстрация недоверия или недовольства, коммуникации по поводу транспортной реформы для достижения иных целей).
Выводы: деятельным инструментом качественного изучения новых транспортных изменений может послужить использование цифровых решений, позволяющих собирать быстрые, реактивные параметры, касающиеся городских транспортных коммуникаций в ресурсном пространстве сетевых и «облачных» городских сообществ.