В работе рассмотрена проблема оценки характеристик самолета на режимах сверхманевренности. Изложена методология испытаний самолета на этих режимах как комплекс взаимосвязанных методов, методик, моделей. Определены допустимые области маневрирования самолета и показатели, характеризующие процессы управления и состояния самолета, а также технология безопасного выполнения контрольных маневров, необходимых для определения указанных характеристик. Приведены практические результаты работы в области испытаний само-летов на режимах сверхманевренности и режимах штопора.
Предлагается алгоритм для оценивания углового ускорения по тангажу при наличии шумов измерений. Угловые скорости и углы Эйлера, фиксируемые навигационной системой, интерполируются при помощи Эрмитовых сплайнов третьего порядка, дифференцирование которых позволяет найти оценки углового ускорения по тангажу. В данной работе для сравнения анализируется известный метод численного дифференцирования - метод Поплавского аппроксимации первой производной, основанный на полиномиальной регрессии. Результаты моделирования, полученные с помощью предложенного алгоритма, сравниваются с результатами, полученными с использованием метода Поплавского. Результаты показывают, что предложенный в работе алгоритм оценки углового ускорения по тангажу обеспечивает более высокую точность, в том числе при наличии шумов измерений, за счёт комплексирования информации от двух различных датчиков, замеряющих угол тангажа и угловую скорость по тангажу.