В статье рассматривается проблема сбоев в эмпирических социологических исследованиях, происходящих по причине возникновения разного рода препятствий для сбора данных. По мнению авторов, существует феномен нарастания числа указанных сбоев в последние два десятилетия. Предлагается всё их разнообразие рассматривать в рамках создаваемой социологом исследовательской системы «наблюдатель-объект наблюдения», в которой наблюдатель объективируется, а объект обладает разной степени субъектности и способен реагировать на внутренние и внешние по отношению к данной системе воздействия. В основании такого подхода лежат субъективистские методологии (метод социологической интервенции А. Турэна, идея объективации наблюдателя П. Бурдьё), позволившие соединить субъект и объект наблюдения. Наиболее значимыми среди вызывающих сбои препятствий можно считать появление профессиональных респондентов и формирование фиктивного поля, стереотипизацию ответов в интервью, отказ от участия в опросах, интервью, фокус-группах. Показаны некоторые попытки снизить субъектность объекта наблюдения, приводящие к обратным результатам. В частности, унификация методик, ведущая к их упрощению, умножает число профессиональных респондентов. Выводы носят гипотетический характер и нуждаются в дальнейшем исследовании. По мнению авторов увеличение количества сбоев позволяет сформулировать гипотезы о скрытом конфликтном потенциале в российском обществе, о тенденции его «закрытия», о снижении возможностей его саморефлексии.
В статье представлен анализ публикаций, посвященных кинематографу в ведущих социологических журналах, начиная с 1976 г. по настоящее время. Цель исследования заключается в выявлении социологической интерпретации трансформации отечественного кинематографа в ретроспективе, а также основных тенденций в развитии российской социологии кино. В ходе анализа научные публикации были систематизированы по годам и направлениям исследований, что позволило четче определить актуальные проблемы киноведения. Начиная с советского периода киноиндустрия рассматривалась социологами с точки зрения взаимодействия «кино-зритель», как средство пропаганды, репрезентации и решения практических задач. Исследования проводились в рамках анализа статистики кинопроката, а также мотивов и факторов выбора фильмов зрителями. Зафиксировано, что авторы фокусировались на количественных исследованиях, касающихся преимущественно тематики посещаемости кинотеатров, их репертуара и зрительского спроса. Часть работ опиралась на сравнительный анализ с зарубежными исследованиями, отмечая нехватку междисциплинарных исследований в отечественной социологии кино. Вместе с тем как в советский период, так и позднее практически не выявлено работ, посвященных региональному кинематографу, в том числе этническому, история которого начинается в первой половине XX в.
В настоящее время ученые отмечают, что несмотря на возрождение федерального кино, оно все еще не отвечает запросам общества, не становится тем видом искусства, которое формировало бы национальную культуру. Наблюдается нехватка теоретического и методологического анализа социологических исследований, особенно с применением качественных методов, значения кино для российского общества. Представляется актуальным дальнейшее изучение вопросов кино как искусства. Также следует искать ответы на вопросы, какие функции сейчас оно несет и/или должно нести, каковы перспективы социологических исследований в рамках развития регионального кино. Анализ исследований в области киноведения позволит выдвинуть новые проблемно-предметные поля социологии кино в контексте современных вызовов.