Работы автора

РАСПРОСТРАНЕНИЕ САМОГОНОВАРЕНИЯ В РОССИИ В ПЕРИОД СОЦИАЛЬНЫХ КРИЗИСОВ (2023)

Статья посвящена исследованию проблемы производства и потребления незарегистрированного алкоголя - самогона. На основе данных количественных и качественных исследований изучена вовлечённость различных групп населения России в употребление самогона и самогоноварение. Показано, что после многолетнего спада потребление самогона с 2012 года вновь начало расти, увеличившись почти в 2 раза. Анализ выявил, что потребление самогона больше свойственно малообеспеченным слоям населения и широко распространено в сельской местности и малых городах, где его пьют чаще и в больших количествах. С повышением благосостояния потребление самогона падает, однако при дальнейшем росте благосостояния потребление самогона вновь начинает расти.

Анализ материалов интервью с производителями и потребителями самогона с применением методов качественной социологии, а также данные экспертного опроса позволили определить специфику факторов и социальных предпосылок, побуждающих граждан к самогоноварению и переходу части населения к производству и употреблению самогона: экономические (экономия, доступность самогона, самогон как средство обмена), фактор безопасности (забота о качестве производимого самогона) и социально-культурологические (самогоноварение как традиция и образ жизни, как средство для коммуникации, как хобби и форма досуга). На основе анализа материалов экспертных интервью выявлено двойственное отношение государства к производству и потреблению самогона - признание необходимости введения мер регулирования в данной сфере и неразвитость необходимых инструментов контроля как за реализацией самогонных аппаратов, так и за незаконными продажами самогона.

Издание: СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
Выпуск: Том 11 № 4 (2023)
Автор(ы): Брюно Виктория Владимировна, Позднякова Маргарита Ефимовна
Сохранить в закладках