Статья посвящена изучению участия студентов вузов в научно-исследовательской работе как внеучебной деятельности (сверх учебного плана). В научной литературе говорится о важности научно-исследовательской деятельности для формирования профессиональных знаний, умений и навыков студентов, а также развития их творческих способностей, критического мышления и других универсальных компетенций, необходимых современному специалисту с высшим образованием. Успешность вовлечения и участия студентов в научно-исследовательской работе в вузе зависит как от условий организации НИРС, так и от отношения самих студентов к этому виду деятельности. В ряде источников говорится о недостаточной заинтересованности студентов в участии в НИР. В связи с этим требуется более подробное изучение факторов, влияющих на участие студентов в научно-исследовательской работе в вузе. В статье представлены результаты опроса, проведенного в 2023 г. среди студентов бакалавриата дневного отделения Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ). По результатам опроса, немногим более четверти (27 %) студентов участвуют в тех или иных формах НИР в вузе, для остальных студентов основными мотивами отказа от участия в НИР являются отсутствие интереса и отсутствие свободного времени, что соответствует данным ранее проведенных исследований. Основными мотивами участия в НИР являются получение компетенций, необходимых для дальнейшей учебы, и реализация своих способностей. Выявлены различия в отношении к НИР студентов разных профилей обучения - гуманитарного (социально-экономического) и технического. Для студентов гуманитарного факультета большее значение имеют формирование портфолио и мотивы личностного роста, а для студентов технических факультетов - получение компетенций, необходимых для дальнейшей учебы, и материальное вознаграждение за участие в НИР. На основе результатов исследования предложены рекомендации по дальнейшему развитию системы научно-исследовательской работы студентов в ПНИПУ.
Эффективность внедрения роботов в разных сферах общества зависит не только от технических характеристик самого робота, но и от того, как разные социальные группы относятся к ним и насколько готовы с ними взаимодействовать. Социальные установки по отношению к роботам, в свою очередь, зависят от социокультурных и социоструктурных факторов. В рамках социологии техники и акторно-сетевой теории рассматривается социальное значение технических устройств, процессы социальной адаптации и коммуникации с ними, при этом эмпирических исследований в сфере человеко-машинного взаимодействия (HRI) именно на российском материале ещё недостаточно. В статье представлены результаты исследования, в ходе которого рассматривается восприятие роботов реальными и потенциальными пользователями в двух аспектах: на уровне базовых социальных установок по отношению к новым технологиям и роботам (социальная приемлемость) и на уровне оценки взаимодействия с роботом в конкретной ситуации (практическая приемлемость). Эмпирической базой работы служит опрос клиентов многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Перми, которые получали услуги либо у сервисного антропоморфного робота Promobot V.4, либо у сотрудника центра. На основе кластерного анализа выделены три типа (кластера) отношения к инновациям и роботам на уровне базовых социальных установок: робоскептики, робофобы, робофилы. Рассмотрены социальные характеристики выделенных типов. Предложена оригинальная методика измерения удовлетворённости фактическим взаимодействием с сервисным роботом в конкретной ситуации по различным параметрам (оценка удобства получения услуги, качество общения, личная активность, готовность рекомендовать получение услуги у робота и др.). В ходе исследования подтверждается гипотеза о взаимосвязи между типом отношения к инновациям и роботам и удовлетворённостью фактическим взаимодействием с роботом в конкретной ситуации. Наиболее низкие показатели удовлетворённости взаимодействием с сервисным роботом и стремление избежать этого взаимодействия наблюдаются у робофобов, к которым чаще относятся лица старшей возрастной группы (55 лет и старше). Результаты исследования позволяют определить перспективы внедрения сервисных роботов в общественном пространстве крупного российского города на основе понимания социальных установок пользователей.