Органический синтез является ценным источником перспективных противоопухолевых препаратов. Цель работы - исследование цитотоксического действия нового производного трополонового ряда 2-(1,1-диметил-1H-бензо[e]индолин-2-ил)-5,6,7-трихлор-1,3-трополона (JO-122) на клеточной линии рака толстой кишки SW620 в сравнении со стандартным химиотерапевтическим препаратом 5-фторурацилом.
Материалы и методы. Исследование проводилось на постоянной клеточной линии аденокарциномы толстой кишки - SW620. Определение цитотоксической активности JO-122 проводилось в опыте с построением кривой «доза-ответ», количество живых клеток измерялось непрямым способом при помощи МТТ-теста. Половинная ингибирующая концентрация (IC50) вещества валидировалась в тесте с трипановым синим. Апоптоз в клеточной культуре SW620 исследовался путем оценки морфологических изменений в ядрах клеток, окрашенных Hoechst 33342.
Результаты. IC50 для JO-122 составила 0,27±0,07 ммоль/л, что почти в 10 раз меньше, чем для 5-фторурацила (IC50(5-FU) = 23,5±3,5 ммоль/л). В тесте с трипановым синим для концентрации 0,27 ммоль/л было показано снижение количества живых клеток на 35±7,2 %, доля мертвых клеток равнялась 12±3,2 %. Авторы статьи предполагают, что механизм действия JO-122 на культуре SW620 связан с остановкой клеточного цикла на стадии G0/G1 без стимуляции апоптоза, что приводит к уменьшению пролиферативной активности клеток тестируемой культуры. Требуются дальнейшие исследования для установления механизма действия JO-122 на злокачественные клетки.
Цель исследования. Оценка клинической безопасности и эффективности применения радия‑223 у пациентов с костными метастазами кастрационно-резистентного рака предстательной железы (РПЖ).
Материалы и методы. В исследование включены сведения о 15 пациентах с костными метастазами кастрационно-резистентного РПЖ в возрасте от 58 до 81 года, средний возраст 67,2 ± 6,5 года, обследованных и получивших полный курс лечения из 6 внутривенных радиотерапий препаратом радия хлорида [223Ra] на базе ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Функциональное состояние большей части пациентов (73,3 %) соответствовало 1 по шкале ECOG. Перед началом лечения болевой синдром отмечался у 12 (80 %) пациентов.
Результаты. При оценке переносимости радия хлорида было отмечено отсутствие гематологических реакций, таких как анемия и тромбоцитопения. У одного пациента была отмечена кишечная токсичность II степени, которая появилась после 3‑го введения и была медикаментозно купирована. Оценка косвенных признаков эффективности проведенного лечения: у 6 человек за время лечения был отмечен рост простатического специфического антигена (ПСА), при этом показатели уровня щелочной фосфатазы находились в пределах нормы, что может говорить об отсутствии костной деструкции. У 8 из 12 человек с болевым синдромом наблюдалось его снижение уже на этапе терапии. У 15 пациентов, получивших полный курс лечения, при контрольном обследовании через 3 месяца были получены следующие результаты: у 8 человек – стабилизация процесса, у 4 человек – улучшение в виде снижения уровня метаболической активности и уменьшение количества метастатических очагов, у 3 пациентов отмечено прогрессирование заболевания с появлением новых метастатических очагов в костях скелета.
Заключение. Радия хлорид показал хорошие результаты в терапии пациентов с костными метастазами кастрационно-резистентного рака предстательной железы. Низкие уровни токсичности и возможность улучшить качество жизни за счет снижения выраженности болевого синдрома позволяют говорить о перспективности данной лечебной методики.