В статье анализируются установки москвичей по отношению к мигрантам в период марта – октября 2024 г., до и после теракта в «Крокус Сити Холле». На материалах трёх опросов, проведённых по инициативе Общественного Совета при ГУ МВД России по г. Москве, показано, что за весь период наблюдений установки москвичей оставались преимущественно негативными. В июне и октябре наблюдался значимый рост негативных установок на фоне активизации антимигрантских информационных дискурсов, но насколько долгим будет этот эффект, покажут будущие замеры. Большинство москвичей на протяжении всего периода наблюдений стабильно оценивали своё отношение к миграции как скорее отрицательное, чем положительное. На фоне антимигрантской информационной кампании было зафиксировано значимое повышение резко негативных оценок. Среди негативных последствий присутствия мигрантов москвичи в большинстве случаев стабильно называют рост преступности и незаконную деятельность мигрантов. Наиболее отчётливым негативным следствием антимигрантской информационной кампании можно считать значимое повышение к октябрю 2024 г. и без того высокого показателя озабоченности москвичей миграционной ситуацией. В свою очередь, этот показатель значимо взаимосвязан со всеми другими переменными, характеризующими отношение москвичей к мигрантам. Условно положительным эффектом рассматриваемой информационной кампании стало то, что респонденты и в июне, и в октябре значимо реже (по их оценкам) становились участниками или свидетелями конфликтов между представителями принимающего сообщества и мигрантами. Среди социально-демографических переменных установки по отношению к мигрантам связаны с переменной, отражающей то, является ли респондент постоянным жителем Москвы или живёт за городом. Постоянное проживание в столице (с рождения, более или менее 10 лет) увеличивает вероятность иметь скорее отрицательное отношение к мигрантам, тогда как респонденты, которые живут за городом, вероятнее имеют резко отрицательное отношение. Установки по отношению к мигрантам также дифференцируются в зависимости от рода занятий: те, кто работают предпринимателями, работают в частной или государственной организации чаще имеют скорее отрицательные установки к мигрантам, тогда как пенсионеры и самозанятые – резко негативные.
В статье представлены результаты исследования взаимосвязи ряда социально-политических диспозиций молодёжи с вариантами повседневных патриотических представлений по измерению «гражданский» vs «охранительный» патриотизм. Эмпирическую базу исследования составили данные опроса молодёжи в возрасте 18-30 лет, проведённого в сентябре 2020 г. в Пензенской области (N=530). По результатам исследования было установлено, что варианты отношения к стране по шкале «гражданский» vs «охранительный» патриотизм в связи с характерными для них социально-политическими диспозициями представляют собой системные целостности, имеющие как позитивные, так и негативные характеристики, если оценивать эти варианты с точки зрения их консолидационного потенциала, столь востребованного в нынешней ситуации. В гражданском варианте патриотизма заложен серьёзный ресурс развития страны по всем направлениям, однако он не обладает сколько-нибудь значительным потенциалом общероссийской консолидации. Такой вариант патриотизма крайне важен и востребован в период устойчивого развития общества в благоприятных политических и экономических условиях, но чреват рисками фрагментации сообщества на отдельные, явно или неявно конфликтующие между собой группы в критических ситуациях.
Для охранительного варианта патриотизма характерно видение российской социально-культурной среды как закрытой самодостаточной системы. Это не обеспечивает значительного потенциала социально-экономического и социальнокультурного развития страны. Самый серьёзный недостаток охранительного варианта патриотизма - это риск постепенного перерождения его в шовинизм. Вместе с тем, охранительный вариант патриотизма имеет серьёзный потенциал консолидации практически всех слоёв и групп российского населения. В периоды мирного развития общества в благоприятных внешних и внутренних условиях такой вариант патриотизма мало востребован и даже нежелателен, но в критических ситуациях охранительный вариант патриотизма может стать востребованным и популярным.
В статье представлены результаты исследования особенностей социально-политических диспозиций, характерных для умеренного и убеждённого типов патриотических установок. Дополнительно проведён анализ динамики изменения соотношения долей обоих типов патриотизма в 2024 году в контексте СВО в сравнении с ситуацией относительно «мирного» 2020 года. Эмпирическую базу исследования составили данные массового опроса населения РФ, проведённого Институтом социологии ФНИСЦ РАН в феврале - марте 2024 г. по репрезентативной общероссийской выборке. Объём выборочной совокупности - 2000 респондентов. Для сравнения привлекались данные аналогичного опроса 2020 года. Критерием для типологизации разных вариантов патриотизма является количественное различие в мере поддержки суждений гражданского и охранительного характера, образующих пространство патриотических смыслов эмоционального, когнитивного и поведенческого аспектов отношения к России. По итогам анализа данных оценки степени согласия с суждениями гражданского и охранительного смысла были выделены умеренный и убеждённый типы патриотизма, составляющие в совокупности систему патриотических установок россиян. Анализ взаимосвязей каждого типа патриотизма с широким комплексом социально-политических диспозиций показал, что выделенные типы представляют собой целостные симптомокомплексы взглядов на страну, её нынешнее состояние и перспективы развития, существенно различающиеся по своим устойчивым во времени тенденциям. Такой тенденцией для убеждённых патриотов является ориентация на традиционализм, а для умеренных патриотов - на модернизм. Сравнение данных о распространённости того или иного типа патриотизма 2020 г. с аналогичными данными 2024 г. позволило сделать вывод о том, что если в 2020 году система патриотических установок россиян находилась в устойчивом состоянии с доминированием модернистских тенденций, то в 2024 году произошла «перекидка» всей системы патриотических убеждений в иное по качеству, но столь же устойчивое состояние, но уже с доминированием традиционалистских тенденций. В целом делается вывод о том, что система патриотических установок россиян весьма подвижна в плане активизациикак гражданских, так и охранительных смыслов, что в разных социально-политических контекстах приводит либо к увеличению, либо к уменьшению доли сторонников того или иного из исследованных типов в системе в целом.