Публикации автора

К вопросу о ценностях общества и молодежи (2025)

Статья посвящена исследованию ценностных ориентаций молодежи.

Целью исследования является анализ проблем жизненных ценностей и оценка трансформации ценностных ориентиров молодежи в сравнении со старшим поколением в условиях социально-экономических и культурных изменений.

Актуальность работы обусловлена углублением поколенческого разрыва, который проявляется в ценностных конфликтах: молодежь акцентирует самореализацию, права человека и дружбу, тогда как старшее поколение фокусируется на патриотизме, единстве народов и исторической памяти.

Методами исследования являются социологические методы сбора информации, интерпретативный анализ, синтез и анализ, комбинация классических методов социологических исследований (опрос, анкетирование) позволяет выявить тренды и направления восприятия обществом современной молодежи, вторичный анализ результатов социологических исследований ведущих социологических центров страны.

Результаты исследования позволяют констатировать, что, несмотря на различия, семья остается общей, но менее значимой для молодежи, что требует адаптации мер поддержки молодых семей. Исследование подводит нас к выводу, что главным препятствием для молодежи являются факторы трудоустройства и жилья, однако созидательный труд как ценность упоминается лишь 11% респондентов, что указывает на диссонанс между необходимостью работать и отсутствием мотивации.

Выводы. Фактор образования стал определяющим в ожиданиях общества, что стимулировало реформы образования с акцентом на цифровые навыки. Каждый четвертый респондент связывает проблемы молодежи с отсутствием идеалов. Религия и приоритет духовного над материальным остаются маргинальными факторами, что подчеркивает поиск новой идентичности через цифровые сообщества и самореализацию. Исследование фиксирует сдвиг от материально-трудовых ценностей к образованности, патриотизму и мягким навыкам, а также усиление поколенческого разрыва. Рекомендации включают адаптацию социальной политики к запросам молодежи (гибкие формы родительства, цифровизация образования) и переосмысление духовно-нравственных ориентиров в условиях геополитической турбулентности.

Издание: УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Выпуск: № 4 (190) (2025)
Автор(ы): Большаков Сергей Николаевич, Большакова Юлия Михайловна
Сохранить в закладках
РОЛЬ И ВОЗДЕЙСТВИЕ ЛОББИЗМА НА ОБЩЕСТВО (В ВОСПРИЯТИЯХ ЖИТЕЛЕЙ ФРГ) (2023)

В статье рассмотрено современное восприятие феномена лоббизма, констатируется влияние групп интересов, оказываемое на политические процессы в странах европейского континента. Авторы подчёркивают актуальность исследования лоббизма, которая определяется процессами политических изменений и интеграции национального и международного экономического пространства стран Европейского Союза, в частности, ФРГ. На основе вторичной интерпретации социологических данных исследователями раскрывается проблематика оценки обществом лоббизма, его влияния на политические процессы стран ЕС. Акцентировано внимание на значимости требований общества к прозрачности групп интересов и лоббирования. Важной видится позиция опрошенных в части ведения реестра лоббистов на уровне ФРГ и ЕС как необходимого инструмента общественного контроля. По результатам проведённого исследования сделан вывод о влиянии групп интересов на процесс лоббирования. Основой современных интерпретаций лоббирования является не теория плюрализма или теория корпоративизма, а теория сетевого управления. По мнению респондентов большие выгоды от лоббирования в ФРГ получают промышленные корпорации и ведущие отрасли экономики ФРГ и ЕС, а не действующие политики и политические партии. Данные исследования позволяют говорить о доминировании лоббистов из сферы экономики промышленных отраслей, которые, по мнению респондентов, получают экономическое преимущество при работе на рынках. В тоже время положительный эффект от лоббирования в части экспертного информационного сопровождения политической деятельности получают именно органы власти. Авторы приходят к выводу о необходимости дальнейшего изучения влияния групп интересов и лоббистов на политические процессы и дальнейшего углубления прозрачности процесса лоббирования, более подробного раскрытия административной и налоговой отчётности в целях повышения доверия общества политикам, бизнесу и органам управления.

Издание: НАУКА. КУЛЬТУРА. ОБЩЕСТВО
Выпуск: Том 29 № 4 (2023)
Автор(ы): Большаков Сергей Николаевич, Большакова Юлия Михайловна, Минченков Егор Николаевич
Сохранить в закладках