Работы автора

ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЖЕНИЯ БАЛЕТА В ЖИВОПИСИ И ГРАФИКЕ (2024)

В статье рассматриваются изобразительные и выразительные средства, присущие живописи и графике на балетную тематику. В этих произведениях (как и во всех изобразительных искусствах) выделяется два канала передачи эмоциональной информации зрителю. Первый канал — это фабула, которая может быть выражена в словесной форме. Этот канал — неспецифический, общий и для живописи, и для графики, и для балета. Второй канал — специфический, он присущ в отдельности каждому виду искусства. Для живописи и графики это — изобразительная моторика, или почерк художника. Для балета это — телесная пластика, подчиненная музыкальному ритму. Следы движений художника способны непосредственно передавать эмоцию зрителю, минуя вербализацию. Тем самым именно в рассматриваемой изобразительной тематике формируется контакт между чисто пространственным искусством (живописью, графикой) и пространственно-временным искусством балета. В статье анализируются работы таких художников, как Эдгар Дега, Амедео Модильяни, а также наших ныне живущих соотечественников — Андрея Юрьевича Смирнова и Сергея Владимировича Бакина. На этих примерах показано, что в живописи и графике на балетную тематику происходит слияние двигательного акта художника и отображаемой балетной пластики.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 1 (23) (2024)
Автор(ы): Севостьянов Дмитрий Анатольевич
Сохранить в закладках
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К АТРИБУЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ (2024)

В статье анализируется возможность применения психофизиологического подхода к атрибуции произведений живописи и графики. Показано, что до настоящего времени этот подход применялся в данной сфере деятельности только в самой общей форме. Действующий стандарт, регламентирующий атрибуцию произведений живописи и графики, данного подхода не предусматривает. Это ограничивает возможности объективного исследования произведений искусства. Кроме того, в во- просах атрибуции произведений живописи и графики традиционно большое место отводится интуитивным умозаключениям экспертов. Применение психофизиологического подхода должно строиться на понимании иерархической структуры человеческой активности. Эта структура включает ряд уровней моторного построения. При этом в системе человеческой активности способны развиваться инверсии, в результате которых подчиненные уровни активности могут приобретать главенствующее значение. Это особенно наглядно проявляется в изобразительной деятельности человека. Отдельные направления изобразительного искусства целиком строятся на таких инверсиях. По результатам проведенного анализа представлены ресурсы индивидуализации в изобразительной деятельности человека, которые должны учитываться при атрибуциипроизведений искусства. Здесь, среди прочего, находится место и для интуитивных суждений знатоков изобразительного искусства.

Издание: ВЕСТНИК САРАТОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ. ВОПРОСЫ ИСКУССТВОЗНАНИЯ
Выпуск: № 2 (24) (2024)
Автор(ы): Севостьянов Дмитрий Анатольевич
Сохранить в закладках