В статье представлены результаты исследования жизненных позиций студентов-тувинцев в сферах родственных и правовых отношений. Теоретико-методологические основы исследования составили положения концепции саморегуляции жизнедеятельности молодежи и данные тувиноведения, определяющие уникальность смыслов культурного пространства тувинской молодежи. Эмпирическая база исследования - материалы фокус-групп со студентами-этническими тувинцами (2022 г.). По результатам анализа подтверждена высокая значимость родственных связей для большинства информантов-тувинцев. По смысловым основаниям отношения молодых тувинцев к феномену трудоустройства «своих» выделены традиционные, современные и гибридные жизненные позиции. Авторы подчеркивают неоднозначность гибридных жизненных позиций, в которых противоречиво компонуются представления о профессионализме как критерии выбора кандидатов на вакансию и предпочтение родственников в смоделированной ситуации отбора претендентов на должность, конкретные ожидания поддержки от родственников. Латентно противоречивость проявляется в форме идеализации потенциального взаимодействия с родственниками по вопросам трудоустройства. Предполагается, что это не вполне осознанная попытка молодых людей скрыть глубинные предрасположенности к использованию ресурса «родственные связи» за демонстрацией своей приверженности современным требованиям к процедуре трудоустройства и соответствия должности. Применительно к практикам взаимопомощи родственников кроме вышеназванных типов выделена позиция, выраженная в допущении жизни за счет богатого, успешного родственника, в ее основании - девиантные смыслы иждивенчества, потребительства.
Выявлено, что жизненные позиции тувинской молодежи в сфере права отражают общероссийские тенденции. В основании позиций законопослушной молодежи инструментальные смыслы (обеспечение порядка, безопасности) и неизбежность наказания, незаконопослушной молодежи - девиантные смыслы, суть которых проявляется в неуважении к закону, и правовой инфантилизм. Позиционирование государства как нечестного партнера используется для оправдания несоблюдения законодательных норм во взаимодействии с ним. Правовой инфантилизм и правовое невежество части студентов-тувинцев, как и части других российских студентов, либерализация сознания в отношении правового поведения других людей, выходящего за рамки социальной нормы, актуализируют не только институциональную регуляцию правового просвещения и воспитания молодежи и детей, но и планомерное изменение реальности в сфере обеспечения законности. По отношению к правовому поведению других людей выделены активные (заинтересованные) и пассивные (безразличные) жизненные позиции.
В статье выявляются особенности соотношения терминальных (развитие способностей, потребность в познании, общая культура) и инструментальных (диплом, возможность сделать карьеру, престиж) смыслов образования на основе сравнительного анализа соответствующих представлений студентов высшей школы и других групп учащейся молодёжи либо учащейся молодёжи в целом. Методологическая база исследования - концепция саморегуляции жизнедеятельности молодёжи. Анализ связей терминальных и инструментальных смыслов образования и других элементов социокультурного механизма саморегуляции жизнедеятельности (архетипов, ментальных черт, ценностных ориентаций на знания, габитуальных установок, субкультурных смыслов), принадлежности к базовым типам культур позволил определить тенденции отношения к образованию студенческой и учащейся молодёжи. Тенденция инструментализации ценностного отношения к образованию студентов вузов и в целом учащейся молодёжи имеет устойчивый характер. Выявлено, что смыслы образования менее значимо коррелируют с архетипами и менталитетом. Субкультурные смыслы как свойства поколения, содержащие в себе различного рода «активности» и элементы демонстративного поведения, имеют значимые связи с инструментальными смыслами образования и, напротив, в некоторых случаях их отрицание - с терминальными. Подобная парадоксальность соотношения терминальных и инструментальных смыслов образования студенческой молодёжи зафиксирована и в корреляциях с отрицанием принадлежности к инновационному и духовному типам базовой культуры, что существенно отличает её от учащейся молодёжи. Как социокультурные факторы формирования представлений о смыслах образования студенческой молодёжи выделены тип поселения, уровень дохода, уровень образования родителей.
Представления о смыслах образования студентов вузов рассмотрены в соотношении с институциональной регуляцией высшей школы. Сделан вывод о том, что устойчивая тенденция инструментализации отношения студенческой молодёжи к образованию согласуется с таким направлением целенаправленной регуляции высшей школы, как практикоориентированность образовательных программ. Образование понимается как средство повышения управляемости своей жизнью, а значит - повышения уровня социальной определённости.
В статье анализируется связь смыслов, формируемых в культурном пространстве молодёжи, с её представлениями о целях, «значимых для будущего страны» («доступное квалифицированное здравоохранение как залог высокого качества жизни», «семья, как основа уверенности и безопасности», «жизненное пространство как среда для комфортной жизни», «труд как источник материального благополучия», «баланс прав и обязанностей граждан как фактор консолидации общества», «образование как условие социального продвижения», активное гражданское общество как условие демократизации в стране», «власть, способная обеспечить достижение перечисленных целей как залог устойчивого развития страны»). Анализ показал, что полная идентификация молодёжи со смысловыми характеристиками базовой культуры вне зависимости от её типов коррелирует с максимальной степенью поддержки определённой цели, значимой для будущего страны. Данный факт рассматривается как свидетельство интегрированности носителей базовой культуры в российское общество, их социокультурной включенности в изменяющуюся реальность. Отрицание молодёжью принадлежности к базовой культуре через её определённый тип преимущественно ведёт к некоторому снижению степени поддержки целей, значимых для будущего. Обнаружено, что как принятие, так и отрицание субкультурных смыслов менее выражено регулируют поддержку названных целей. Авторы предполагают, что представления об общественно-значимых целях находятся в более тесной связи с широкими пластами культуры, освоенными в процессе социализации и меньше определяются социально-психологическими и социокультурными характеристиками, обусловленными возрастом.
Статья содержит результаты третьего этапа исследования, раскрывающего устойчивость и дифференцирующее действие габитусов (ментальных и современных черт национального характера, жизненных позиций) и миграционных установок в определении молодёжью целей, значимых для будущего страны. На основе сравнительного анализа двухмерных распределений с применением статистики χ2 выявлено, что устойчивость проявили как габитусы, восходящие к ментальным чертам (любовь к отечеству, милосердие и сострадание, любовь к ближнему), традиционные жизненные позиции (коллективизм и бескорыстие), так и габитусы, генетически связанные с современными чертами национального характера (стремление отстаивать права человека, открытость ко всему иностранному) и активная жизненная позиция. Габитусы с традиционным ценностным основанием резко разделяют выраженных носителей установки и отрицающих её наличие в их выборе целей. Традиционные установки, чаще чем современные, становятся основой конструирования более определённой субъективной реальности будущего. Наиболее явно дифференцирующее действие зафиксировано в связях установки на любовь к отечеству и общественной значимости крепкой семьи для будущего страны; любви к ближнему, милосердия и сострадания, чести, достоинства, бескорыстия и доступного квалифицированного здравоохранения. Смысловое наполнение этих установок конвертируется в заботу о ближних и сопереживание дальним, преимущественно касается удовлетворения витальных потребностей здоровья и жизни. К ним примыкает и современная установка на отстаивание прав человека в отношении комфортного жизненного пространства как параметра образа будущего. Наименьшую устойчивость в регулировании представлений о целях будущего страны проявили традиционная установка на подозрительность к иностранцам и современные установки на отношение к стране как к месту проживания, демонстративную жалостливость, рациональное, прагматичное отношение к окружающим и индивидуализм. В этом случае регулирующим действием обладают несформированные установки, что и объясняет их неустойчивость. Для установок молодёжи на эмиграцию по сравнению с установками на осёдлость и внутреннюю миграцию, характерна девальвация ключевых общественно значимых целей-ценностей (крепкой семьи, труда, образования), но большая поддержка активного гражданского общества как наиболее полного выражения агентности, возможности реального влияния на политический процесс и принятие управленческих решений.
Теоретически обоснована связь религиозной самоидентификации с воспроизводством механизма социокультурной саморегуляции жизнедеятельности молодежи. Исследован воспроизводственный потенциал религиозной самоидентификации в отношении бессознательного и осознаваемого, традиционного и современного в механизме саморегуляции. Представлены результаты эмпирического анализа данных об особенностях воспроизводства элементов этого механизма и соответствующих им смысловых образцов в группах верующих, неверующих и неопределившихся. Трехмерный корреляционный анализ проведен с учетом возрастной дифференциации молодежи, определяющей ее социально-психологическую и социокультурную специфику. Выявлено, что процессу воспроизводства социокультурных компонентов, во-первых, присущ простой, расширенный или суженный характер, во-вторых, он не всегда определяется религиозной идентичностью. Религиозная самоидентификация в явном виде воспроизводит только архетипы и утрачивает однозначную связь с другими элементами бессознательного - ментальными чертами, габитусами, стереотипами. Воспроизводство ментальных черт и габитусов значимо коррелирует с религиозной самоидентификацией только в группах выраженных носителей и не всех, а некоторых ориентаций. Воспроизводство стереотипов более значимо связано с возрастом, чем с религиозной идентификацией. В воспроизводстве современных черт связь с религиозной самоидентификацией заметно нивелируется. А в воспроизводстве смыслов базовой культуры и субкультуры в полной мере проявляется нелинейность и гибридизация смысловых композиций. Наличие религиозной самоидентификации поддерживает воспроизводство традиционной, но не гарантирует ослабление влияния современной культуры в молодежной среде. В группе верующей молодежи наблюдаются простое или тенденции к суженному воспроизводству традиционных элементов и простое или тенденции к расширенному воспроизводству современных компонентов культуры.