В статье анализируются способы коммуникации военного дирижера и оркестра в различных ситуациях - во время музыкального обеспечения воинского ритуала, управления сводным оркестром и оркестром в составе сводного, концерта-лекции, плацконцерта, в том числе с участием тамбурмажора. Выявлены четыре вида коммуникации в управлении военным оркестром: художественно-невербальная (выразительные движения дирижера), технически-невербальная (специальные технические жесты военного дирижера, выполняющие функции команд - начало или окончание игры или движения оркестра), художественно-вербальная (вступительное слово дирижера и иное вербальное общение с публикой), технически-вербальная (словесные команды военного дирижера). Представлены модели коммуникации в деятельности военного дирижера и описаны их особенности: линеарность, иерархичность и однонаправленность вербального канала коммуникации в музыкальном обеспечении воинского ритуала вследствие субординации между его участниками; опосредованная художественно-невербальная коммуникация и несовпадение сообщения и обратной связи по видам текстов в управлении сводным оркестром; независимые субсистемы «дирижер - оркестр» и «дирижер - зрители - слушатели» в концерте-лекции; синтез художественно-невербальной и технически-невербальной коммуникации в плац-концерте; переменные элементы коммуникации в случае участия в управлении оркестром тамбурмажора.