Статья посвящена проблеме злоупотребления доминирующим положением на объединенных внутрисуточных рынках электроэнергии ЕС и последствий такого злоупотребления для интеграции ВИЭ-генерации. Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к вопросу о роли антимонопольной политики в достижении целей устойчивого развития. Рассматриваемая проблема раскрыта на примере расследования Управления рынков газа и электроэнергии Великобритании (Ofgem) в отношении биржи электроэнергии EPEX о злоупотреблении доминирующим положением на объединенных внутрисуточных аукционах между Ирландией и Великобританией. В ходе исследования получены следующие результаты. Во-первых, установлено, что злоупотребление доминирующим положением на объединенных внутрисуточных рынках электроэнергии может проявляться в недопуске владельцем ключевых мощностей (EPEX) своих конкурентов (биржи электроэнергии Nord Pool) к инфраструктуре, необходимой для проведения объединенных внутрисуточных аукционов (совместному реестру заявок). Во-вторых, обосновано, что объединенный внутрисуточный рынок электроэнергии является важным механизмом интеграции ВИЭ-генерации в энергосистему благодаря возможности торговли в режиме реального времени и оптимизации использования трансграничных сетей между объединяемыми рынками. В-третьих, выявлено, что недопуск конкурентов к совместному реестру заявок для проведения объединенных внутрисуточных аукционов снижает ликвидность рассматриваемого рынка из-за отсечения части участников торгов. Показано, что снижение ликвидности внутрисуточного рынка электроэнергии затрудняет устранение дисбалансов в энергосистеме, возникающих из-за волатильности выработки электроэнергии от ВИЭ. Таким образом, сделан вывод, что нарушение конкуренции на объединенных внутрисуточных рынках электроэнергии в форме злоупотребления доминирующим положением может препятствовать экономически эффективной интеграции ВИЭ-генерации и процессу «озеленения» электроэнергетики.
Статья посвящена оценке эффективности внедрения аукционов ВИЭ в ЕС с точки зрения сокращения стоимости ВИЭ-генерации и, как следствие, стоимости ее государственной поддержки. Актуальность исследования обусловлена тем, что для повышения эффективности господдержки ВИЭ-генерации в ЕС как основного драйвера ее развития с 2017 года страны - члены ЕС обязаны определять ее уровень на аукционах. Для достижения поставленной цели была проанализирована зависимость цен на электроэнергию от ВИЭ по итогам аукционов в 14 странах - членах ЕС (и отдельно в Германии и Франции) от соотношения объемов конкурировавшей мощности с плановыми и фактическими объемами отбора мощности, а также технологической нейтральности/специфичности аукционов (количества конкурировавших технологий). В ходе исследования были получены следующие результаты. Во-первых, и в ЕС в целом, и в Германии с Францией в частности цены на электроэнергию от ВИЭ были ниже на аукционах, где объем конкурировавшей мощности превышал плановый, а не фактический объем отбора. Были сделаны следующие выводы. Конкуренция на аукционе возникает в том случае, если в рамках выделенного объема финансирования не все заявленные проекты получат поддержку. Таким образом, более корректным показателем интенсивности конкуренции на аукционе является выполнение плана по отбору мощности. Во-вторых, в отличие от ЕС в целом, в Германии и Франции более низкие цены на электроэнергию от ВИЭ были установлены на технологически нейтральных аукционах. Поскольку конкуренция технологий должна приводить к внедрению наиболее экономически эффективных объектов ВИЭ-генерации, сделан вывод, что в отсутствие рисков субоптимальных результатов приоритет должен отдаваться технологически нейтральным аукционам.