Поднимается проблема изучения государственного патернализма как социокультурного стержня российского общества. Проведен подробный анализ государственного патернализма в качестве социокультурной матрицы российской цивилизации. Рассматривается вопрос о сохранении комплексного ценностно-смыслового единства российского общества в рамках перманентных исторических потрясений и кризисов. Обосновывается значимость социокультурной доктрины российского государственного патернализма как фактора самоидентификации и выживаемости цивилизации. Резюмируется роль российских приживальцев (иждивенцев) в парадигме патерналистского диалога, акцентируется внимание, что нарушение баланса сил в патерналистском диалоге приводит к массовым волнениям, бунтам, восстаниям, смуте. Описывается трансформация государственного патернализма в российском культурно-историческом пространстве. Используются методы социокультурного подхода, транскоммуникативного подхода и архитектоники для установления причинно-следственных связей между государственным патернализмом и социокультурной матрицей российской цивилизации.
Введение. Актуальность рассматриваемой проблемы связана со стремительно растущей угрозой переосмысления преступлений фашизма, которая во многом объясняется утратой содержательной сущности данного явления. Аксиологические и нормативные искажения сути фашизма лишь провоцируют процесс сокрытия важнейших характеристик и подчеркивания второстепенных. Политико-психологический подход позволяет выявить природу фашизма и отсеять слои интерпретационных манипуляций вокруг этого понятия.
Методы. Исследование сконструировано на фундаменте психоаналитического и диалектического методов. Важное значение имело применение системного подхода.
Результаты и обсуждение. Глубинная природа фашизма восходит к внутриличностной дихотомии между индивидуализацией и массовым приобщением, между стремлением к свободе (негативной и позитивной) и конформным порабощением. Под влиянием идеологии человек растворяется в общем потоке массы (государства, нации и общества). Масштабное кризисное состояние итальянского и немецкого народов повлияло на концептуальное зарождение фашизма, сделавшего ставку на массовую подавленность, мстительность, страх и садомазохистскую склонность человеческой натуры.
Заключение. Фашизм во многом является конъюнктурным феноменом, на появление которого могут повлиять всеобщее национальное потрясение и несбыточность ложных надежд в период кризиса и упадка. Установление политической элитой автократической власти позволяет создать собственную реальность, выраженную в обострении ксенофобии, национализма, национальной исключительности, империализма, культа героизма, пассионарности, а также идеи «особой миссии во спасении мира и всего человечества».