И. Кант является мыслителем, чье идейное наследие о человеке и праве, праве и морали, правовом государстве и правовом сознании, конституции и конституционализме и т. п. активно используются в зависимости от контекста, конъюнктуры, цивилизационной идентичности и ситуативной интерпретации людьми самых разных взглядов (принимая, что кантовские «философские идеи и государственно-правовые воззрения сложно анализировать ввиду бесчисленного количества ответвлений его концепции. Государственно-правовые взгляды мыслителя рассеяны в его многочисленных трудах, посвященных этике, эстетике и философии).
Представлен доклад автора на Всероссийской научно-практической конференции «Конституция и конституционализм в российской истории: опыт социально-политической трансформации)» (29 сентября 2023 г., Курск). Отмечается, что элитарный (либерально-западнический) конституционализм в России не имеет опоры в массах (в связи с проблемами цивилизационной идентичности элит). Конфликт между «конституционализмом меньшинств» и «демократией большинства» выступает причиной рецидивирующих кризисов системы взаимодействия власти и общества. Действия элит, не адекватные протоконституционным императивам массового правосознания, провоцируют системные кризисы. Русское правосознание (соответствующее ценностям Российской цивилизации) противостоит глобальному конституционализму (как попытке евроатлантической цивилизации навязать всему миру свои стандарты). По мнению автора, Конституция должна соответствовать реальному конституционализму (конституционализму демоса, а не конституционализму демократов). В частности, необходимо отменить запрет на государственную идеологию (на национальную идею).