Работы автора

КОГНИТИВНЫЕ МЕТАФОРЫ И СРАВНЕНИЯ В УДМУРТСКИХ ЗАГАДКАХ О ПЧЕЛАХ (2024)

Работа посвящена рассмотрению загадок о пчелах в удмуртской языковой культуре. Статья ставит целью изучение сравнений и метафор, а также анализ образа насекомого в загадках. Материалом послужили загадки, нашедшие отражение в специальных фольклорных изданиях и лексикографических источниках. В ходе анализа использовались лингвокультурологический, семантический, этимологический, концептуальный методы. В результате исследования выявлено, что образ пчелы в загадках представлен в виде сложных метафор, сравнений и эвфемизмов. Пчела и улей в удмуртской культуре раскрываются в разных категориях. Улей чаще всего соотносится с домом, ямой и сюлыком (женским головным убором). Звуки, издаваемые пчелой и пчелиной семьей, сравниваются с плачем младенца, скулением собаки, рычанием мотора. Сама пчела или пчелиная семья народной фантазией ассоциируется с невесткой, которой горестно расставание с родителями и с ожиданием тягот в новой семье. Для загадок о пчелах характерно сравнение с огромным количеством народа или со стадом овец. В количественном соотношении звук или гул пчелиного улья соотносится с сотней или тысячей. Наряду с плачем вылет пчел из улья сравнивается с просеиванием муки. В сказках также нашло отражение умение пчелы жалить, строить соты, делать мед.

Издание: ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Выпуск: Т. 6 № 1 (2024)
Автор(ы): Душенкова Татьяна Рудольфовна
Сохранить в закладках
МИФОЛОГИЗИРОВАННЫЕ ОБРАЗЫ ХВОЙНЫХ ДЕРЕВЬЕВ В УДМУРТСКОМ КУЛЬТУРНОМ КОДЕ (2024)

Введение. Работа представляет актуальное исследование в рамках антропоцентрического знания о мире. Цель статьи – рассмотреть мифологизированные образы хвойных деревьев в удмуртской языковой картине мира. Материалы и методы. Материалом стали удмуртские названия хвойных деревьев, вербальное употребление в разных сферах жизнедеятельности удмуртов. В ходе анализа использовались лингвокультурологический, семантический, этимологический, концептуальный методы. Результаты исследования, обсуждения. Было выявлено, что за образами хвойных деревьев закреплены мифологические представления удмуртов о божествах. Народные знания в них были зашифрованы самыми разными способами. Хвойные деревья и продукты их переработки сохранили первоначальную «божественную» силу растений, часто используются как апотропеи. Благодаря природным, химическим и биологическим свойствам они применяются в хозяйстве, быту и народной медицине. Заключение. Многие представления о хвойных деревьях нашли свое выражение в разных жанрах фольклора, художественных образах и даже в вышивке.

Издание: ФИННО-УГРОВЕДЕНИЕ
Выпуск: № 1 (65) (2024)
Автор(ы): Душенкова Татьяна Рудольфовна
Сохранить в закладках