Статья посвящена определению факторов, затрудняющих создание семьи и деторождение представителями молодого поколения, на примере студентов. Поиск решений проблем, связанных с реализацией демографической политики современной России, осуществляется с применением постпозитивистских подходов: агент-структурной модели, с позиций социального конструктивизма. На основании проведенного опроса методом стратифицированной выборки среди студентов бакалавриата и магистратуры (n = 304) Москвы, Владивостока, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Сургута, Чебоксар был сделан вывод о необходимости учитывать психологические и поколенческие факторы в процессе выработки решений в области демографической политики, которые на сегодняшний момент не принимаются во внимание. Высокая степень уверенности молодых людей в завтрашнем дне (как детерминанта при анализе перспектив создания семьи) формируется на основе текущих прогнозов индивидов об их будущем материальном положении. Используемые же на данный момент финансово-экономические инструменты демографической политики не являются первопричиной для принятия положительного решения, а лишь косвенно способствуют формированию этой уверенности. В данной работе сформулированы предложения, способствующие переопределению общественного консенсуса относительно семантики образа успешного человека и понятия «успех», а также переформатированию страха неопределенности будущего и использования его в качестве эмоционального триггера на этапе реализации выбора в пользу создания семьи и деторождения. Публикация материала призвана способствовать разработке новой, действенной стратегии демографической политики.
В статье представлены результаты серии фокус-групп со студентами Пермского государственного университета (n=36) по теме «Поиск оптимальных практик продвижения семейных ценностей в студенческой среде». Среди прочего анализ показал, что 1) в связи с ростом недоверия студентов к государству, а также школе и вузу как проводникам государственной политики происходит ослабление воспитательной функции данных институтов, однако 2) именно от школы и вуза студент ждет действенной помощи в плане полового воспитания, а от государства - пресечения «цифровой безнадзорности», порождающей сексуальную распущенность и бескультурье; 3) от взрослых агентов социализации требуется чаще привлекать студента к общественно значимым мероприятиям, что в итоге повысит уровень его ответственности за своих близких и в перспективе за своих детей; 4) необходимо разрабатывать игровые подходы к решению психологических проблем, причем путем привлечения к работе с подростками и студенческой молодежью выпускников театральных вузов и психологических факультетов, 5) все мероприятия в школе, включая учебные дисциплины гуманитарного цикла, должны постепенно влиять на сознание подростка в плане выработки успешных моделей межличностных и особенно межполовых отношений; 6) необходимо всемерно поддерживать проекты блогеров-лидеров студенческого мнения и активно включать блогеров в разработку государственных инициатив. Данная статья вносит вклад в намечаемый аксиологами и правительством курс на выработку эффективных методов регулирования семейных отношений в студенческой среде и поддержание традиционных ценностей в обществе.