Показана история становления экономической науки в Коми НЦ УрО РАН, ее поэтапное усложнение теоретическими и методологическими разработками, направленными на выявление закономерностей развития Севера России. Проблемный подход характерен для всех профильных направлений ИСЭ и ЭПС: социально-демографического, природно-ресурсного, энерго-экономического, транспортного, финансово-экономического и районно-комплексного. Наиболее сложными являются проблемы оптимизации численности населения и выбора систем расселения в условиях экстремального и сложного климата, капитализации природных ресурсов с учетом их геосистемных характеристик, формирования линейной и узловой инфраструктуры, установления эквивалентных финансовых отношений между предприятиями, регионами и страной в целом. Их решение во многом связано с формированием интегральных пространств социально-экономической деятельности и способами включения в них северных и арктических территорий. В развитии Севера России значительную роль играет академическая наука. Из опыта Коми НЦ УрО РАН следует, что эффект интеграции научных знаний, включая социально-экономические, может быть усилен, если решение комплексных проблем будет базироваться на «сквозных» исследовательских программах.
Обращение к историческим примерам активного участия науки в решении проблем регионального развития в связи с общими национальными задачами предпринято как попытка извлечь положительный опыт преодоления трудностей экстраординарного характера. В статье речь идет об опыте деятельности Комиссии по изучению естественных производительных сил при главе Республики Коми (1993-2004 гг.), который представляет научный интерес по поводу использования результатов научно-исследовательской работы в стратегическом планировании и проектном управлении с учетом чрезвычайных обстоятельств, обусловленных резкой трансформацией экономического уклада России. В статье показано, что это происходит наиболее конструктивно, если научные и практические работники объединены организационно в рамках методологии «проблема - программа». Вторая линия анализа такого опыта заключается в выявлении соответствия научной трактовки понятия «производительные силы» и содержания государственных документов стратегического планирования. Чтобы вернуть производительные силы в систему «наука - практика», необходимо устранить подмену данного понятия ресурсами и производством и подобрать соответствующие показатели их измерения. Основным предметом такого измерения становится «сила», которая представлена как сила и результат природных процессов, научно-технического прогресса и новых форм организации производства.