В статье представлен анализ состава морского и речного флота по данным официального источника ЕМИСС по состоянию на начало 2023 года. За последнее десятилетие в целом, наблюдаются тенденции к сокращению количества флота и его старению. Исключение составляет последний год, что связано с мощной поддержкой со стороны государства вопросов по стимулированию строительства флота. Выполнен краткий обзор основных мер государственной поддержки по направлению обновления флота. Наиболее популярной мерой государственной поддержки развития водного транспорта при приобретении (строительстве) морского и речного флота является субсидирование по Постановлению Правительства №383. Выполнен обзор схемы реализации лизинга судов с субсидированием. Выполнена оценка стоимости судна в лизинг с учетом получения данной субсидии.
В статье представлены результаты анализа ряда субсидий, которые реализуются в настоящее время в рамках государственной поддержки. Анализ предусмотренных бюджетных субсидий по разным отраслям показал, что можно выделить и сформулировать ряд направлений, по которым ожидается либо уже имеется положительный эффект на сферу морского и речного транспорта: обновление отечественного флота, развитие перевозок; развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности судоходства, поддержка экспорта, развитие цифровизации отрасли. В рамках основных направлений развития водного транспорта в результате реализации описанных мер господдержки, выполнена оценка размеров финансовой поддержки из федерального бюджета. В настоящее время наибольший объем субсидий и наибольший эффект на отрасль водного транспорта ожидается по направлению субсидирования в рамках обновления флота.