В статье рассмотрены новые функции приморской сельской местности Юга России в постсоветский период. Обозначены региональные особенности постсоветской трансформации приморской сельской местности, среди которых сохранение аграрной специализации и занятости, рост численности сельского населения, появление новых функций сельской местности, положительный миграционный баланс территории и т. д. На основе динамики доступных социально-экономических показателей (инвестиции в основной капитал, численность населения, миграционный прирост и т. д.) обозначены масштабы интенсивности трансформационных процессов на уровне района, сельских поселений и населенных пунктов. Выявлены ведущие социально-экономические акторы преобразования сельской местности: агропредприятия (винодельческие хозяйства), туризм, «новые южане», портовое хозяйство и др. Проведена оценка их влияния на основные компоненты сельской местности - землепользование, транспортную и социальную инфраструктуру, занятость населения и локальные сообщества. На внутрирайонном уровне представлена типология сельских поселений в соответствии с динамикой трансформационных процессов в постсоветский период и преобладающие функциональные типы сельских населенных пунктов («агропромышленный», «рекреационный», «полифункциональный»). В заключительной части с использованием выдержек из глубинных интервью детально описаны постсоветские траектории трансформации сельских населенных пунктов одного рода и административного статуса, но с разным функциональным типом и географическим положением - Голубицкой, Старотитаровской и Тамани. На основании полимасштабного анализа трансформации сельской местности выявлена ведущая роль фактора географического положения населенного пункта/территории в функциях сельской местности.
В статье на примере православных храмов проблематизируется выбор храма москвичами. Выделяя факторы значимости церквей для прихожан и дифференцируя различные виды услуг при храме, автор рассматривает храм в трех измерениях: социальном, средовом и информационном. В процессе исследования автор отвечает на вопрос о причинах готовности части москвичей предпочитать удаленный от дома приход храму в шаговой доступности. Статья основывается на эмпирических данных, собранных автором в ходе полевых исследований в семи московских приходах в 2022–2023 годах. Наиболее значимыми факторами выбора храма оказываются производные от социальных практик личность священнослужителя, атмосфера в приходе и приходская община. Географическое положение храма и качество окружающей среды определяют различия в локализации приходских общин. Анализируя разнообразие внебогослужебных услуг при храмах, автор показывает малозаметный большинству горожан процесс перекройки границ религиозного и профанного и призывает изучать храмы как индикаторы этих изменений.
В статье предпринята попытка регионального измерения социокультурной модернизации населения на основе полевых наблюдений и результатов глубинных интервью с местным населением в Узбекистане и Южной Киргизии. Маршрут экспедиционных исследований: Ош - Коканд - Ташкент - Самарканд - Бухара. Для регионального измерения модернизации населения использовались следующие группы индикаторов: «характеристики культурного ландшафта» (например, планировка населенных пунктов, обустройство дома и пространства, землепользование и т. д.) и «социальный портрет местных жителей» (например, одежда, предпочтения в еде, поведение в пространстве, бюджет времени и установки населения). Выявлено, что наиболее консервативное и традиционное население проживает в регионах Ферганской долины, менее модернизированное - в Оше, Самарканде и Бухаре, наиболее модернизированное население - в Ташкенте, Чирчике и Ангрене. Обнаружено, что региональные различия в социокультурной модернизации населения соотносятся с основными положениями центр-периферийной модели. Отклонения от нее определяются характером расселения, этнической структурой населения, вовлеченностью населения в трудовые миграции, мерой центральности, абсолютной высотой населенного пункта над уровнем моря, и т. д. Так, внутригородское деление большей части городов на махалля способствует сохранению традиционной общины на востоке и выступает барьером для социокультурной модернизации населения. В заключительной части статьи обозначены национальные черты социокультурной модернизации населения изученных стран (например, высокая устойчивость национальной социокультурной традиции, разнонаправленность модернизационных процессов), а также даны краткие рекомендации по использованию результатов исследования при управлении социально-экономическим развитием разных регионов.