В статье представлены результаты сравнительного анализа современных зарубежных подходов к пониманию конкурентоспособности промышленного предприятия и основных инструментов формирования конкурентных преимуществ. Целью исследования является идентификация основных подходов к понятиям конкурентоспособности предприятий, конкурентных преимуществ, способов и инструментов конкурентной борьбы на региональных и мировых рынках, имеющихся в зарубежной литературе, и их структурирование по направлениям анализа. На основе применения методов библиографического исторического анализа и компаративистики выделены четыре базовые направления зарубежных исследований в области конкурентоспособности. Обобщены имеющиеся в зарубежных источниках результаты анализа различий в стратегиях ведущих фирм по отношению к базовой конкурентной динамике. Выделены способы достижения компаниями новых лидирующих позиций в отраслевом контексте. Определены направления и возможности интеграции предприятий - лидеров отрасли с другими компаниями. Приведен перечень ключевых направлений в рамках анализа внутренних факторов развития жизненного цикла отрасли и ведущих компаний - лидеров отрасли. Выделены результаты исследований конкурентоспособности на основе анализа разрыва между ресурсами, необходимыми для входа на рынок, и ресурсами, определяющими лидерство в отрасли. Обозначена роль технологических инноваций, различных технологических возможностей, открывающих окна для входа новых фирм на рынок и в отрасль и обеспечивающих внедрение новых продуктов. Приведены основания для развития конкурентных преимуществ с помощью обучения или приобретения сотрудниками предприятия новых знаний. Показана значимость применения стратегий сетевого взаимодействия с точки зрения их влияния на повышение уровня обучения и объема знаний на предприятиях, а также на возможности привлечения более широкого спектра и объема ресурсов для обеспечения конкурентных преимуществ предприятия.