В настоящее время качественный состав эксплуатационных лесных массивов возраста спелости и подходящих к нему часто является неудовлетворительным. Во многом это связано с отсутствием рубок ухода или их неправильным проведением. Производительность лесосечных работ при рубках ухода мала, получаемая древесина в большинстве случаев оказывается невостребованной. Механизация рубок ухода неудобна с производственной точки зрения и экономически невыгодна. Вместе с тем в Российской Федерации есть примеры внедрения передовых зарубежных практик осуществления рубок ухода машинным способом с использованием харвестера и форвадера. Применение этого способа позволяет кратно повысить производительность. Удельные затраты (р/м3) здесь больше затрат на сплошные рубки спелых и перестойных насаждений, однако зачастую меньше, чем при работе вальщиков леса. Еще больше повысить эффективность работы машинных лесозаготовительных комплексов при проведении рубок ухода возможно за счет автоматизации отбора деревьев в рубку. В основу такого отбора необходимо положить главную задачу данного вида рубок - получение наиболее оптимальных по размерно-качественным признакам насаждений к возрасту их спелости. Это становится возможным при учете конкурентной борьбы древесных растений в насаждении до и после проведения рубок ухода. В статье введена математическая постановка задачи назначения деревьев в рубку в однородном насаждении. Показано, что число вариантов решения растет экспоненциально. Реализован алгоритм, базирующийся на жадном методе, и выполнено экспериментальное сравнение этого метода со случайным результатом, а также с удалением дерева, имеющего самого близкого соседа среди всех деревьев. Апробация алгоритма на экспериментальных данных показала, что он эффективнее двух других.
Рассматривается вопрос эксплуатации дизельных погрузчиков при выгрузке грубых кормов в процессе завоза сена в Якутию для полноценного кормообеспечения крупного скота. Своевременное и качественное кормообеспечение является актуальной проблемой для аграрного сектора республики. Периодически республика сталкивается с неуправляемыми природными факторами, влекущими за собой невыполнение планов кормозаготовительных кампаний и необходимость завоза сена из других регионов страны. В то же время территориальная неравномерность расселения и развития инфраструктуры транспорта, а также региональные особенности климата накладывают определенные ограничения в части выбора технических средств для производственных нужд. Авторами предложена схема доставки кормов, предполагающая создание накопительного склада и применение погрузчиков, работающих на дизельном топливе. При работе с дизельными погрузчиками в условиях ограниченного пространства необходимо принимать во внимание концентрацию загрязняющих веществ, в связи с чем авторами проведено экспериментальное исследование концентрации загрязняющих веществ при работе дизельного погрузчика VOLVO MC95C в помещении объемом 358 м3 с помощью многокомпонентного газоанализатора МАГ-6 С-1, определяющего концентрацию (мг/м3) O2 (кислорода), CO2 (углекислого газа), CH4 (метана) и CO (угарного газа). Исследования показали, что за 10 мин концентрация особо опасного вещества - угарного газа - достигает 16 мг/м3. Приводятся результаты исследования концентрации загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны погрузчика, подчеркивается опасность отработавших газов дизелей и необходимость подбора модели теоретического расчета количества сажи в отработавших газах в широком диапазоне режимов работы двигателя.
В Российской Федерации весьма остро стоит вопрос повышения экологической эффективности лесопользования, иначе говоря, снижения техногенной нагрузки на лесные экосистемы. И, прежде всего, снижения негативного воздействия движителей лесных машин на почвогрунты. При этом речь идет не только о повреждениях почвогрунтов, возникающих при проведении рубок спелых и перестойных лесных насаждений, но и о повреждениях, наносимых при проведении различных лесохозяйственных мероприятий, включая лесовосстановительные работы, рубки ухода за лесом и т. д. В ряде случаев, например, в особо защитных участках леса лесосечные и лесохозяйственные работы не проводятся, но может возникнуть необходимость прохождения через них техники для того, чтобы добраться до находящихся за ними лесных участков, например, для борьбы с лесными пожарами и т. д. В таких случаях необходимо практически полностью исключать негативное воздействие движителей лесных машин на почвогрунты при перемещении машин и персонала. Хорошими защитными свойствами для решения рассматриваемой задачи обладают сборно-разборные дорожные конструкции. В статье представлены результаты сравнительных испытаний различных вариантов сборно-разборных дорожных конструкций с точки зрения их возможностей защитить почвогрунты от негативного воздействия движителей лесных машин. Результаты исследований коррелируются с ранее полученными результатами предшественников в других природно-производственных условиях.