Статья посвящена исследованию психологических особенностей визуального восприятия собственного физического облика (фенотипа) девушками и молодыми женщинами, имеющими склонность к нарушению пищевого поведения, с точки зрения удовлетворенности своим телосложением и индивидуальными физиологическими характеристиками. Автор констатирует распространенность в рамках указанной социальной группы сверхкритичного, и даже искаженного взгляда на свою внешность, гипертрофированного внимания к организации питания, преобладания негативных эмоций в оценках собственного внешнего вида, что, очевидно, отражается на способности человека к самореализации и к ведению нормального образа жизни в целом.
Пищевое поведение в рамках данного исследования рассматривается как мотивированное отношение к пище и ее приему, отражающееся в определенном стереотипе питания (как в обычных условиях, так и в состоянии стресса) и формирующееся под воздействием окружения индивида.
Исследование основано на эксперименте, выполненном с использованием ряда методик: опросника образа собственного тела (авторы – О. А. Скугаревский, С. В. Сивуха), теста цветоуказания неудовлетворенности собственным телом (авторы – О. Вуле и С. Ролл), шкалы оценки пищевого поведения (авторы – О. А. Ильчик, С. В. Сивуха, О. А. Скугаревский), а также анкетной формы пищевого поведения Dutch Eating Behavior Questionnaire – DEBQ (разработчик – Сельскохозяйственный университет, Нидерланды). Анализ полученных данных автором выявил корреляционные связи: во-первых, между эмоциогенным перееданием и неудовлетворенностью собственным телом; во-вторых, между эмоциогенным пищевым поведением и стремлением к похуданию (как проявлению крайней формы перфекционизма); в-третьих, между булимией и ограничительным поведением.
В статье определена проблематика подростковой сепарации от родителей. Сепарация рассматривается, как важный этап и возрастная задача ребенка-подростка. Сам процесс сепарации связан с характеристиками привязанности, с процессом дифференциации личности, со становлением индивидуации подростка. Отмечается, что характеристики детско-родительских отношений могут существенно осложнить сепарацию подростка от родителей. В статье психологическая сепарации от родителей рассматривается через стиль сепарации: функциональная независимость от отца, конфликтологическая независимость от отца, конфликтологическая независимость от матери, эмоциональная независимость от матери, функциональная независимость от матери, аттитюдная независимость от матери, эмоциональная независимость от отца, аттитюдная независимость от отца. В экспериментальном исследовании, результаты которого приводятся в статье, были использованы: тест «Анализ семейных отношений» (АСВ) (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), тест «Опросник психологической сепарации» (PSI, Hoffman). По результатам анализа полученных данных выявлена корреляционная связь между характеристиками детско-родительских отношений и стилями сепарации подростков: между функциональной независимости от отца и уровня протекции в процессе воспитания, между функциональной независимости подростка и показателя гиперпротекции, между показателем осознания потребностей ребенка-подростка и выраженностью конфликтологической независимости от отца, между функциональной независимостью от матери и осознанием потребностей ребенка, между строгостью санкций за нарушение требований ребенком и конфликтологической независимостью от отца.