Статья посвящена изучению влияния ценностных ориентаций на психологическую устойчивость военнослужащих. Обследовано 686 курсантов в возрасте от 18 до 26 лет. Ценностные ориентации исследовались с помощью методики «Семантический дифференциал». По результатам анкеты динамического наблюдения обследованные разделены на 2 группы: в группу «Психологически устойчивые» вошло 604 курсанта, в группу «Неустойчивые» – 82 человека. Предикторами психологической устойчивости военнослужащих является сочетание показателей личного эмоционального отношения к понятиям: воинский коллектив, риск, ответственность, карьера и семья. У «психологически устойчивых» курсантов достоверно более выражено личное эмоциональное отношение к понятиям: воинский коллектив, риск, ответственность, а у «неустойчивых» – к понятиям карьера и семья. Получена модель прогноза психологической устойчивости: Лямбда Уилкса: 0,92938 прибл. F (5,680)=10,334, p<0,0001. Точность модели равна 0,9, чувствительность – 0,44, специфичность – 0,99, что позволяет применять ее в мероприятиях медико-психологического сопровождения курсантов военного вуза.
Статья посвящена изучению динамики психологических характеристик курсантов в процессе обучения. Обследовано 708 курсантов военно-морского политехнического института. Обследование проводилось у курсантов с 1 по 5 курс с применением методик: семантический дифференциал, шкала психологического благополучия К.Рифф, уровень соотношения ценности и доступности в различных жизненных сферах (Е.Б. Фанталова), опросник рефлексивности (А.В. Карпов). В процессе обучения у курсантов происходит трансформация индивидуально-личностных качеств. Отмечается устойчивое снижение уровня рефлексии, компетентности, личностного роста и общего показателя психологического благополучия и устойчивое повышение ценности материального благополучия. Полученные результаты целесообразно применять в мероприятиях медико-психологического сопровождения военнослужащих в военном образовательном заведении.