Цель. Цель статьи состоит в усовершенствовании концептуального подхода к разработке адаптивной стратегии развития предприятия розничной торговли. Методика. В процессе исследования использованы методы диалектики и системного анализа, анализа и синтез, детализации и обобщения, индуктивный и дедуктивный методы, теоретического обобщения.
Результаты. Статья посвящена проблеме усовершенствования концептуального подхода к формированию адаптивной стратегии развития предприятия розничной торговли. Определена доминирующая научная парадигма, которая формирует терминологический аппарат и методическую основу технологии процесса формирования адаптивной стратегии развития, системы ее обеспечения. Разработана концептуальная модель формирования адаптивной стратегии развития предприятия розничной торговли, которая базируется на современных теориях и парадигме полисубъектного менеджмента экономических систем, интегрирующая в своем контуре а в своем контуре интегрирует все основные составляющие управления адаптивным развитием предприятия розничной торговли, фокусирует внимание на ключевых направлениях адаптации к изменяющимся условиям бизнес-среды и потребностям стейкхолдеров, ориентирована на усиление рыночных позиций и экономический рост предприятия. Научная новизна. Усовершенствован концептуальный подход к формированию адаптивной стратегии предприятий розничной торговли, в отличие от существующих разработок, консолидирует структурно-целевую, теоретико-методологическую, содержательно-смысловую, обеспечивающую, аналитическую и организационно-управленческую компоненты, обосновывает основные категории, цель, объекты и субъекты адаптивной стратегии, концепции и теории, задачи, функции, принципы, подходы и аналитический инструментарий, а также критерии и методологию оценки, предполагает формирование системы целевых установок в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия, учитывает сформированный адаптивный потенциал и позволяет на основе сравнения имеющихся ресурсов и динамических способностей определить приоритетный вектор адаптивного развития предприятия с учетом возможностей и угроз внешней среды. Практическая значимость. Имплементация разработанной концептуальной модели формирования адаптивной стратегии развития предприятия розничной торговли позволяет обоснованно определить направления адаптации, способствует достижению целевых стратегических индикаторов в динамично изменяющейся бизнес-среде.
Цель. Цель статьи состоит в обосновании сущности и роли цифровой аналитики, как современного инструментария анализа и оценки уровня адаптации бизнес-структур к условиям цифровой среды. Методика. Для достижения поставленной цели были использованы следующие методы исследования: системно-структурный анализ; сравнение и обобщение; систематизация информации; логического обобщения и научной абстракции.
Результаты. В статье на основе анализа современной экономической литературы исследована сущность цифровой аналитики, сформулированы ее особенности как самостоятельной аналитической системы, рекомендуемой для анализа эффективности взаимодействия предприятия с цифровой средой в контексте теории адаптивного управления. Научная новизна. Представлена авторская разработка концептуальных основ цифровой аналитики как самостоятельной системы, которая, в отличие от существующих, включает инновационные инструменты анализа эффективности цифрового взаимодействия предприятия. Предложено авторское определение цифровой аналитики, рассмотрены ее когнитивные аналитические возможности для решения задач онлайн управления. Практическая значимость. Полученные результаты актуальны для разработки концептуальных основ системы цифровой аналитики, для выявления возможностей роста и оптимизации показателей цифрового взаимодействия бизнеса, с целью решения задач онлайн управления и прогнозирования определенного результата, а также представляют интерес для дальнейших исследований связанных с формированием механизмов адаптационного управления.