Статья посвящена анализу причин падения Веймарской республики в контексте принципов политической системы республики. Уже на первых выборах республики сформировался принцип коалиционных правительств, состоящих из представителей партий, поддерживающих республику. Главным условием стабильности этой системы было содействие правительствам со стороны партии с самой массовой поддержкой, которой стала СДПГ. В 1932 г. НСДАП перехватила место общенациональной партии, определяющей систему, у СДПГ. Эти изменения были связаны со сменой политических предпочтений избирателей Веймарской республики, которые сместились частично к ультралевой КПГ, но главным образом значительно поправели, чем эффективно смогла воспользоваться НСДАП. Ключевую роль в этих процессах сыграл принцип «Volkspartei» - объединения большой доли избирателей всех крупных социальных групп Германии под «зонтиком» одной партии, что сделало НСДАП доминирующей партией в рейхстаге и дало возможность сломать систему. Принципы, положенные в основание Веймарской системы и сохранявшие ее стабильность, были использованы для слома системы и трансформации страны в режим Третьего рейха.
Цель. Определить соотношение сил РККА и вермахта на 22 июня 1941 г. с точки зрения технического оснащения по основным видам дорогостоящих и ресурсоёмких вооружений. Процедура и методы. Проведены статистический и сравнительный анализы данных по производству и техническому оснащению по основным видам дорогостоящих и ресурсоёмких вооружений РККА и вермахта на 22 июня 1941 г. и второе полугодие 1941 г.; анализ технических характеристик и мемуаров на предмет экспертной оценки качества техники и её конкурентности. Результаты. Сделан вывод, что СССР был готов к войне с Германией в достаточно высокой степени. На 22 июня 1941 г. РККА не уступала вермахту в техническом оснащении по тем видам вооружений, которые являлись наиболее затратными в производстве и требовались для ведения современной войны – в танках, самолетах и артиллерии. Существовавшие проблемы РККА в техническом оснащении являлись проблемами быстро растущей армии, максимально оперативно готовящейся к войне, причём эти проблемы не являлись катастрофическими. Экономика СССР смогла не только оснастить армию перед войной, но и значительно компенсировать потери от первого удара в течение полугода. Понеся значительный потери в людях и технике в первые месяцы войны, РККА показала возможности воевать тем, чем есть и в тех условиях, которые складываются. Вермахт и немецкая экономика с такими вызовами не справились.
Теоретическая и/или практическая значимость. Выводы исследования могут использоваться для продолжения исследований по истории СССР 1930-х – начала 1940-х гг. и анализа Великой Отечественной войны, а также при преподавании курса истории России.
Статья посвящена анализу проблемы готовности РККА к войне с точки зрения кадров командного состава. Проблема современного восприятия образов Великой Отечественной войны имеет множество граней и безусловную актуальность как для общественной мысли, так и для науки. Одним из главных стереотипов о Великой Отечественной войне, запущенным в середине 1950-х гг. и являющимся, пожалуй, самым живучим и влияющим как на общественную мысль, так и на научные поиски и рассуждения, стала идея о проблемах РККА в первые годы войны в связи с уничтоженным командным составом армии. Проблема качества командного состава на 22 июня 1941 г. увязывается с репрессиями в РККА 1937-1939 гг., уничтожившими цвет армии, низким уровнем выросшего командного состава и его небольшим опытом. Автор рассматривает цифры репрессий в РККА 1937-1939 гг., потерь среди командного состава РККА в первые месяцы войны, немецкие потери, реальность корреляции потерь и возможностей РККА, анализирует исторические источники и критикует однобокий подбор в поддержку готового мнения, наиболее популярного в общественном сознании. Автор приходит к выводу, что репрессии вряд ли оказали существенное влияние на боеспособность РККА в 1941 г. В пользу таких выводов говорят потери РККА и вермахта в первые полгода войны, уровень генералитета РККА и данные по низовому и среднему командирскому составу.