Продолжающееся в течение последних трех десятилетий снижение уровня здоровья детей школьного возраста негативно влияет на показатели общественного здоровья, а также приводит к ограничению потенциала развития государства и замедлению темпов его экономического роста.
Цель работы - проследить динамику функционального состояния учащихся средней школы при применении современных экспресс-технологий в образовательном процессе.
Материалы и методы. В исследовании приняли участие 40 мальчиков в возрасте 10-12 лет с примерно одинаковым уровнем здоровья, которые обучались в 5-6-х классах школы No 32 имени Сергея Ткачева (г. Тольятти). Выборка была разделена на основную группу (n = 20) и группу сравнения (n = 20). В программу всех обучающихся входили занятия физической культурой по четыре академических часа в неделю. В основной группе по два академических часа в неделю вместо стандартной программы применялись оздоровительно-развивающие методики. Использовались метод «экспресс-оценка физического здоровья» и скрининговая компьютерная программа «Экспресс-оценка физического здоровья школьников», для анализа вариабельности сердечного ритма применялся аппаратно-программный комплекс «Варикард 2.51».
Результаты. Полученные данные доказывают, что внедрение современных экспресс-технологий в учебный процесс способствует улучшению физического здоровья и функционального состояния, оптимизации индексов здоровья и процессов адаптации учащихся. Повышается уровень физического здоровья школьников, снижаются показатели отклонений в состоянии здоровья. Разработка программ физической культуры для контингентов школьников с различным уровнем здоровья при современной информатизации учебного процесса приобретает определяющее значение для педагогического контроля здоровья и процессов адаптации в условиях ускоренного возрастания учебных нагрузок.
Представлено физиологическое обоснование применения методов педагогического контроля с использованием экспресс технологий, реализованных в виде ПАК «Варикард», «Экспресс-оценка физического здоровья школьников» для мониторинга адаптации и здоровья учеников 10-12 лет в процессе проведении с ними занятий учебным предметом «физическая культура» (ФК). Полученные данные показывают, что применение предлагаемого физиолого-педагогического контроля методами экспресс технологий является основой для разработки и использования индивидуально-типологического подхода в подборе двигательных нагрузок и средств ФК, основанного на выделении типов вегетативной регуляции функций организма и сердечно-сосудистой системы занимающихся.