В статье рассматривается функционирование наиболее многочисленных по количеству последователей и значимых для российского общества буддийских организаций и их лидеров (Д. Б. Аюшеев, Ело ринпоче, Тэло ринпоче, Шивалха ринпоче, С. О. Сарыглар, Д. В.Тинлей, О. Нидал, Ч. Н. Норбу), анализируются их положительные и отрицательные стороны деятельности, оценивается состояние буддизма в буддийских (Бурятия, Калмыкия, Тыва) и небуддийских регионах, определяется их влияние на социально-политическое состояние регионов и страны.
Целью исследования является изучение и осмысление в рамках социальной и политической ситуации современного состояния северного буддизма в нашей стране. В ходе исследования применялись диалектический, догматический, аксиологический, критический, прагматический, формально-логический, эмпирический методы. В России функционируют разнообразные буддийские религиозные организации. Они оказывают определенное влияние как на отдельных индивидов, так и на общество в целом. Знать и понимать масштабы этого влияния необходимо для поддержания гармоничной атмосферы в социуме. Как показала работа с имеющимися источниками, степень изученности проблемы недостаточна и требует современного осмысления. Северный буддизм в России имеет специфическую форму существования и развития.
Специфика развития и функционирования современных буддийских российских сообществ соответствует общемировым тенденциями, сохраняя региональные особенности. Авторы отмечают изменения в структуре сообществ, их положения в обществе, связывая с трансформацией общества. Показано, что буддийские российские сообщества зависят не только от локальных, но и от глобальных социокультурных процессов, происходящих в стране и мире. В России сосуществует два типа буддийских организаций - традиционные и глобальные. Сегодня в контексте обращения к традиционным духовным ценностям, воплощаемым в частности в буддизме, эти организации стали стремиться к выстраиванию диалога. Сделан вывод о том, что сегодня усиливается трансформация буддийских сообществ, что ожидаемо в контексте изменений, происходящих в современном мире. Религиозное пространство буддийских организаций мозаично и отличается пестротой учений, но мировоззренческое ядро в них остается прежним, несмотря на модификации.