В статье дается описание собрания предметов традиционной культуры, бытовавших среди насельников Выговского старообрядческого общежительства. Основное внимание уделяется предметам, которые воплощают особенности религиозной традиции старообрядцев. Они представлены следующими изделиями: культовое медное литье, деревянная 185 пластика с сюжетом «Голгофский крест», настенные листы с религиозно-назидательными текстами, подручники. Наиболее значительное число изделий деревянной пластики, хорошо атрибутированных, поступило от известного собирателя ФА. Каликина в 1913 году. Предметы медного литья в начале XXI века были пополнены переданной в музей в 2016 году частной коллекции геолога И. И. Краснова. К числу редких памятников выговского медного литья может быть отнесена икона «Неопалимая Купина» / «Богоматерь Знамение с символами евангелистов», где вблизи надписи, указывающей на евангелиста Марка, изображен не лев (так в официальной православной традиции), а орел.
В статье рассматриваются способы символического воплощения сакральной коммуникации айнов в орнаментике мужских предметов — главным образом, в декоре, вырезанном на ритуальных лопаточках икуниси/икупасуй, а также на ножнах и рукоятях ножей. Автор опирается на коллекции Российского этнографического музея, собранные в конце XIX — начале XX века. Высказана гипотеза о единой совокупности принципов, организующих орнаментику и выражающих вовлеченность айнов в коммуникацию с божествами: 1) главный — отчетливо подразумевается направление коммуникации, это во многих случаях задано формой предмета (лопаточка в момент жертвоприношения обращена своим затесанным концом к богам); 2) нередко в расположении некоторых изображений (птица, меч, змея) присутствует двунаправленность, что выражает потребность в реципрокности — двустороннем обмене благами между людьми и богами; 3) не только цельные или парциальные фигуративные изображения, но и условно-контурные знаки часто имеют характер символов (этот постулат принадлежит Ю. В. Кнорозову). Действенность этих принципов, увязывающих конструктивные особенности, а также конкретные визуально-пластические элементы с ритуалом и мифологическими сюжетами айнов, прослежена и подтверждена путем анализа орнаментики икуниси/икупасуй, а затем обнаружено их влияние на декор ножен и рукоятей ножей. В орнаментике обеих упомянутых категорий мужских предметов важную роль играют такие элементы, как змея или ее референциальные признаки (спираль, змеиная чешуя), птицы, растения, а также число «6», означающее «много».